26 августа 2022

Гибридный формат закрепился в ИТ

По ито­гам 2022 г. на ра­боту вне офи­са у пред­прия­тий, спе­циа­ли­зирую­щих­ся на раз­ра­бот­ке ПО, бу­дет при­ходить­ся при­мер­но 40-42% от об­ще­го ра­боче­го вре­мени пер­со­нала. Го­дом ра­нее бы­ло 52-56%. Ана­лити­ки ас­со­циа­ции "Рус­софт" го­ворят о тен­денции к воз­вра­щению с уда­лен­но­го фор­ма­та ра­боты. Иг­ро­ки рын­ка счи­тают, что это зак­репле­ние гиб­ридно­го фор­ма­та.

Представители ассоциации "Руссофт" рассказали, что, по итогам ежегодного исследования российской софтверной индустрии, в 2022 г. на работу вне офиса у предприятий, специализирующихся на разработке ПО, будет приходиться примерно 40-42% от общего рабочего времени персонала. Годом ранее этот показатель был намного выше - 52-56%.

"Респонденты отвечали на вопрос: "Какая примерно доля человеко-часов, согласно вашим прогнозам, будет приходиться на удаленный режим работы ваших сотрудников в 2022 г.?" (годом ранее речь шла о 2021 г.). Таким образом, ответы отражали текущую ситуацию и ожидания, как она будет меняться в течение года", - объяснили представители ассоциации. По их словам, если судить только по опрошенным софтверным компаниям, то в среднем на удаленку в 2022 г. приходится 36%. "Годом ранее этот показатель был в полтора раза выше - 54%. При экстраполяции на всю софтверную отрасль пришлось учитывать, что представительство различных категорий компаний при проведении опроса не соответствовало генеральной совокупности. Так в 2022 г. не смогли принять участие в исследовании многие компании с высокой долей экспорта в их выручке. Годом ранее таких компаний было намного больше, а именно они наиболее активно используют удаленный режим работы. Тем не менее сомнений в наличии тренда к возвращению разработчиков ПО в офисы нет, потому что он зафиксирован почти по всем категориям предприятий. Только небольшие компании с оборотом менее 375 млн руб. не сократили за год долю рабочего времени сотрудников, приходящуюся на удаленный режим работы. На такие компании приходится намного меньше половины работников всех российских софтверных компаний", - отметила пресс-служба "Руссофт".

По их словам, удаленный режим доказал возможность его широкого применения в сфере разработки ПО, хотя острой необходимости его использования в 2022 г. нет, по-прежнему значительная часть разработки приходится на удаленный режим. "Разработчики, работающие в офисе, все же нужны. Они либо сами по разным причинам не хотят работать удаленно - например, нет для этого условий дома, - либо процесс разработки требует контроля со стороны руководства или заказчика, либо команда работает эффективнее, находясь в одном помещении. Сравнение результатов опросов за два последних года свидетельствует, что при острой необходимости существующий в 2022 г. объем разработки ПО можно не менее чем на 13-14% дополнительно перевести на удаленный режим, но сами разработчики и их руководители на данный момент считают работу в офисе более предпочтительной", - рассказывают представители ассоциации.

По результатам опроса, работа вне офиса лучше подходит для компаний с сервисной моделью бизнеса, с оборотом более 375 млн руб., с долей экспорта более 50%, с расположением головного офиса в Москве. "Самый высокий показатель удаленной работы в столице говорит о том, что столичные компании всегда были нацелены на рекрутинг в регионах намного больше, чем компании, расположенные в других городах, - у них более 60% штата находится за пределами МКАД. С апробацией широкого применения удаленного режима работы в условиях пандемии московские предприятия увидели возможность набора сотрудников в регионах без открытия в них собственных офисов", - уточнили в "Руссофт".

По словам главного аналитика "Руссофт" Дмитрия Желвицкого, в этом году оптимальное соотношение работы в офисе и вне офиса, потому дальнейшее и значительное возвращение сотрудников с удаленного формата маловероятно, если не будет новых ограничений в связи с очередной пандемией. "Для продуктовых компаний удаленный режим менее подходит, чем для сервисных, разрабатывающих заказное ПО. Видимо, создание новых решений под широкий круг пользователей постоянно требует обсуждения внутри команды разработчиков. Удаленно и когда каждый работает по своему графику обсуждение затрудненно. Сотрудники ассоциации и без пандемии работают вне офиса, но стараемся по возможности чаще встречаться. Офлайн наши совещания проходят более продуктивно", - рассказал он.

По его словам, с большим желанием возвращают людей в офис разработчики программных продуктов, крупные и средние компании (с оборотом более 375 млн руб.), поскольку для небольших компаний аренда офисов имеет более ощутимую нагрузку на бюджет расходов, и они с большим желанием стремятся их сократить.

ольшая ориентация на внутренний рынок, чем на внешний также способствует возвращению сотрудников в офисы. На внутреннем рынке, вероятно, больше разработки для заказчиков, которые имеют особые требования к создаваемым информационным системам - все их параметры не должны быть известны сторонним людям. У столичных компаний исторически больше сотрудников за пределами Москвы. С ними в любом случае приходится работать удаленно. Всех сотрудников из разных городов, работающих над одним проектом, всё равно сложно собрать в одном месте. У немногих региональных компаний есть сотрудники за пределами города, в которых они расположены", - считает Дмитрий Желвицкий.

Генеральный директор VS Robotics Дмитрий Теплицкий отмечает, что за два года пандемии и вынужденного для многих компаний формата удаленки многие предприниматели осознали преимущества офиса и ценность живой коммуникации между сотрудниками. "Мы при приеме на работу предоставляем своим ИТ-специалистам выбор рабочего графика, поскольку для нас важны их hard и soft skills, а не обязательное присутствие в офисе", - рассказал он.

HR-директор ГК Innostage Армине Погосян отмечает, что перевод сотрудников на удаленный формат работы сначала был вынужденной мерой, однако многие компании смогли построить эффективную коммуникацию и даже после послабления коронавирусных ограничений не спешили возвращать команду в офис. "Сейчас же, действительно, наблюдается тенденция вновь привлекать сотрудников к работе в офисе. Однако это, скорее, не тренд на возвращение, а закрепление гибридного формата работы, когда есть баланс между работой дома и в офисе компании", - считает она.

По ее словам, сейчас в ГК Innostage превалирует гибридный формат работы. "Мы используем это как дополнительное преимущество для соискателя. Важно при таком подходе грамотно выстраивать эффективные коммуникации с персоналом. Возможность смены формата работы легко компенсирует недостаток общения и вовлечения в работу компании. У нас нет строгих количественных показателей удаленных сотрудников и работающих из офиса. Все зависит от конкретных задач и проектов", - сказала Армине Погосян.

Генеральный директор компании "Аурига" Вячеслав Ванюлин рассказал, что в компании тоже режим работы сотруднику предлагают выбрать. "Но несмотря на всеобщий тренд, работа из офиса все-таки остается в приоритете. У нас есть проекты со специфическим оборудованием, на котором невозможно работать дистанционно. Требования информационной безопасности тоже диктуют свои условия. Кроме того, для эффективной синхронизации, а также для сплочения мы рекомендуем проектным командам собираться всем составом в офисе хотя бы раз в неделю - даже в случаях, когда возможен гибридный график работы", - поделился опытом Вячеслав Ванюлин.

Генеральный директор "СёрчИнформ" Сергей Ожегов рассказал, что его коллеги стараются вернуть в офис сотрудников, разработчиков в том числе. "На нас самих эта тенденция не распространяется: мы практиковали удаленку всегда, но в ограниченном формате - кроме периода коронавирусных ограничений. Удаленно у нас работают сотрудники в городах, где нет офиса, но мы можем арендовать его, если специалист предпочитает работать не дома. У удаленки есть свои плюсы, в ряде ситуаций целесообразно практиковать такой формат. Но при прочих равных мы в компании предпочитаем, чтобы сотрудники все же работали не удаленно, потому что офисная жизнь позволяет обеспечить другой уровень общения с коллегами, продуктивности", - сказал он.

По его словам, с экономической точки зрения, выгоднее держать сотрудников на удаленке. "Но нас больше интересует КПД. Поэтому, когда мы решаем вопрос по удаленке для конкретного сотрудника, мы руководствуемся соображениями именно продуктивного сотрудничества, а не экономической выгоды", - отметил Сергей Ожегов.

Директор департамента по работе с персоналом компании "Сигма" Наталья Васильева подтверждает тренд к возвращению сотрудников в офис. "Однако удаленная работа для части сотрудников сохраняется. Мы используем гибкий подход: сохраняем гибрид и учитываем потребности конкретных людей, идем навстречу и стараемся сделать работу максимально комфортной. С точки зрения управления процессами, руководителям проще и привычнее выстраивать работу в очном формате. Но в силу того, что "Сигма" - ИТ-компания с широкой географией, чтобы закрывать свои потребности, мы берем людей из разных уголков России. Поэтому в нашей организации складывается следующая практика: в городах, где у компании есть офисы, предпочтительным форматом является очная работа, в регионах, где представительств нет, - удаленный формат", - рассказала она.

Исполнительный директор группы компаний "Рексофт" Евгений Минеев отмечает, что последние два года показали, что удаленный формат работы с индустрией разработки ПО надолго. "Из опыта "Рексофт" отмечу, что производство практически полностью работает в удаленном формате, который при правильно выстроенных бизнес-процессах может быть так же эффективен, как и офлайн-формат. Однако высокая эффективность возможна только для сложившихся команд. Для запуска новых проектов и командообразования удаленный формат уступает очной работе", - рассказал он.

Директор по персоналу компании - разработчика ПО "МойОфис" Александра Мин рассказал, что в компании очень бережно и внимательно относятся к вопросам здоровья и эффективности сотрудников, поэтому учитывают индивидуальные особенности каждого. "В "МойОфис" гибкое начало рабочего дня: можно поговорить с руководителем и выбрать удобное время. Кому-то удобнее работать в офисе, кто-то находится на удаленке, в некоторых командах совмещают оба формата. Большинство сотрудников любят приезжать в наши офисы, чтобы поработать с комфортом и пообщаться с коллегами вживую. Главное правило: выбрать условия, которые позволят человеку быть максимально продуктивным", - поделился Александр Мин.

Основатель компании "Кеды профессора" и агрегатора курсов "Образовал" Константин Егошин отмечает, что, несмотря на популярность удаленной работы, многие компании делают выбор в сторону традиционного формата. "Это активно происходит в тех профессиях, где сложно измерять эффективность и рутинные задачи. Например, у нас отделы HR, бухгалтерии, а также кадровый работают очно. Еще одна сфера, в которой трудно организовать дистанционную работу, - производство. Например, Илон Маск недавно начал у себя в Tesla мониторить входящих в офис, и, если человека не было несколько дней, ему шлют уведомления о необходимости прийти", - сказал он.

По его словам, многие ИТ-компании трансформируют офисные пространства под новый гибридный формат работы. Например, сокращают количество мест в Open Space, создают новые пространства вроде одиночной переговорки специально для собраний в Zoom или оборудуют в офисе лаунж-зоны для сотрудников.

Старший партнер Лиги цифровой экономики Андрей Солодилов отмечает, что после вынужденного фактически перемещения сотрудников на удаленку в начале пандемии сейчас, действительно, происходит некоторый откат, точнее балансировка времени, которое люди проводят вне офиса и в офисе. "После снятия всех ковидных ограничений в этом году Лига цифровой экономики старается использовать все преимущества и возможности удаленки и максимально эффективно комбинировать ее с работой в офисе для того, чтобы компенсировать минусы, которые есть в дистанционном взаимодействии", - рассказал он. По его мнению, работа вне офиса имеет очевидные минусы, связанные с отсутствием прямой коммуникации между людьми. "Это влияет и на атмосферу в коллективе, и на эффективность выработки решений, поэтому команды сейчас в большей степени придерживаются смешанного формата. Мы централизовано не следим за этим, оставляя вопрос на откуп руководителям проектных команд. Тут необходимо в первую очередь ориентироваться на специфику проектов и заказчиков, с которыми сотрудничает та или иная команда, и выстраивать баланс между работой в офисе и на удаленке. Насаждение конкретного времени в офисе для сотрудников без учета специфики их работы я считаю в нашем случае вредным", - объяснил Андрей Солодилов.

Источник: Comnews

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend