1 марта 2023

Электронику заказывали?

Сегмент услуг по договорному изготовлению электроники переживает серьезную трансформацию. Риски, которые наблюдались в прошлом году, снизились, однако проблем меньше не стало. При этом одни участники рынка уверенно смотрят в будущее и ожидают роста заказов, другие считают, что инвестиции в отрасль снизятся, как и число покупателей. О том, как изменится этот рынок в 2023 году, – в материале RSpectr.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

В прошлом году рынок договорного производства столкнулся с большими трудностями: стоимость оборудования резко увеличилась, компаниям пришлось искать новых поставщиков электронных компонентов (ЭК). Проблемы 2022 года перетекли в нынешний: наблюдается значительный кадровый голод, перестройка логистики и дефицит оборотных средств, а ремонт техники приходится делать в обход санкций. Об этом заявил руководитель комитета контрактного производства Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), гендиректор «МикроЭМ Технологии» Георгий Левин на конференции «Лучшие практики контрактного производства электроники».

В январе АРПЭ опросила контрактных производителей, 33% из них заявили, что объем выполненных ими заказов по итогам прошлого года составил от 0 до 15%, рассказал Георгий Левин. Около 11% компаний рассказали о росте заказов на 16–20 и 100%. По 22% игроков рынка сообщили об увеличении на 36–100 и 21–35%.

В 2023 году почти половина из договорных производителей (44%) ожидают, что объем заказов вырастет на 10–20%, 33% считают, что показатель увеличится на 100–300%, еще 22% – на 30–40%. Меньшая часть – 11% – ожидает падения на 10–40%. Позитивным сигналом для рынка стало то, что

В 2023 ГОДУ 56% КОМПАНИЙ НЕ СОБИРАЮТСЯ МЕНЯТЬ ПЛАНЫ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ В ОБОРУДОВАНИЕ

При этом 11% ожидают их увеличения, а 33% – уменьшения. Кроме того, 67% заявили, что имеют собственные мощности по выпуску продукции, у 33% их нет.

Услугами контрактного производства пользуются 78% организаций. Около 60% из них не размещают заказы за пределами РФ, 40% делают это в Китае, Тайване и Малайзии, рассказал Георгий Левин.

Гендиректор АРПЭ Иван Покровский отметил на конференции, что контрактные производители обеспечивают 12% от всей выпускаемой в России электроники.

РЫНОК ПОВЕРНУЛСЯ К ГОСУДАРСТВУ

Генеральный директор «Гран Групп» Александр Афанасьев на конференции рассказал, что в 2022 году рост производства электроники для российского телеком-рынка увеличился на 20%. При этом выпуск автомобильной электроники, после некоторой просадки в начале года, к осени вернулся к объемам, которые были запланированы в 2021 году.

Значительнее всего увеличился выпуск продукции для гособоронзаказов – на 30–50%. По словам эксперта, общий рост рынка контрактного производства электроники составил 20%.

Заместитель генерального директора по технологическому развитию холдинга «Росэлектроника» Андрей Чендаров сказал RSpectr, что

РЫНОК КОНТРАКТНОГО ПРОИЗВОДСТВА СКОРЕЕ СОСРЕДОТОЧЕН НА ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА

Он считает, что в нынешнем году эта тенденция, вероятнее всего, сохранится. По словам эксперта, до 2022 года предприятия холдинга были ориентированы на дозагрузку производственных мощностей в первую очередь гражданской продукцией. Сейчас возросшие потребности в изделиях военного назначения ориентируют «Росэлектронику» на обеспечение соответствующих поставок.

Руководитель департамента управления проектами Delta Computers Максим Терещенко сказал RSpectr, что в 2022 году на рынок контрактного выпуска электроники серьезно повлияло импортозамещение и инициативы государства по его стимулированию. Он отметил, что заказчики повысили спрос на продукцию российских компаний. В прошлом году производители продолжили увеличение своих мощностей, потому что их загрузка росла, добавил эксперт.

ГОСПОДДЕРЖКА НЕОБХОДИМА

Иван Покровский заявил, что спрос на российскую электронику и внедрение отечественных разработок заказчиками необходимо продолжать стимулировать.

Иван Покровский, АРПЭ:

 На рынке есть гипотеза: если стимулировать спрос на российскую электронику, он вытянет все остальное, в частности, контрактное производство и спрос на компоненты. Относительно первого ситуация подтверждается, относительно второго – нет. Эта цепочка не вытягивает спрос на отечественные ЭК, однако частично может помочь рынку печатных плат.

Андрей Чендаров сказал RSpectr, что сложившаяся на рынке ситуация в достаточной степени стимулирует развитие контрактного производства ЭК в России. В текущих условиях не только радиоэлектронная, но и другие отрасли вынуждены ориентироваться в большей степени на отечественного производителя, несмотря на то что эта перестройка может повлечь дополнительные затраты на первых этапах, отметил он. Эксперт подчеркнул, что,

ПОЛУЧИВ БОЛЬШИЙ ОБЪЕМ ЗАКАЗОВ, РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ СМОГУТ ЭФФЕКТИВНЕЕ РАЗВИВАТЬСЯ

Иван Покровский напомнил, что государство возмещает 70% затрат на проектирование электронного оборудования. Правда, у получателя субсидии появляется ряд серьезных обязательств. Если что-то пойдет не так, деньги придется вернуть и уплатить штраф. Для производителей же электронного оборудования нет никаких мер господдержки. Есть только льготные кредиты от Фонда развития промышленности. Проектирование микросхем тоже субсидируется государством, которое возмещает 90% расходов их разработчикам.

По мнению эксперта, государственные инвестиции сейчас нужно направлять в проектирование микросхем, развитие производств электронных компонентов, разработку технологического оборудования и материалов, а также в создание систем автоматизированного проектирования (САПР) для проектирования электронных устройств, печатных узлов (плат) или микросхем.

ПОЗИТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ

Дефицитные иностранные комплектующие сейчас заменяются отечественными. При этом возникают сложности, связанные с тем, что зачастую нельзя заменить импортную продукцию на изделие российского производителя, просто поменяв их местами, отметил Андрей Чендаров. Он подчеркнул, что,

КАК ПРАВИЛО, ТАКИЕ ЗАМЕНЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ОБЪЕМОМ ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНЕЧНОГО ИЗДЕЛИЯ

По словам эксперта, в этом есть свои плюсы – в рамках таких процедур можно полномасштабно переходить на отечественную комплектацию, ориентируясь на российских изготовителей.

Кроме того, переход на отечественные решения требовал дополнительных затрат на подготовку производства. По мнению Андрея Чендарова, это скорее позитивный момент, который в дальнейшем позволит развивать предприятия радиоэлектронной промышленности более эффективно.

По словам Ивана Покровского, чтобы выйти на больший объем выпуска и развить уже имеющуюся инфраструктуру в России, необходимо запускать крупные производства комплексного плана. Если работа будет вестись вертикально интегрированными структурами, новыми возможностями почти никто не сможет воспользоваться, подчеркнул он.

Иван Покровский, АРПЭ:

 Такие структуры уже создаются, однако вопрос, как долго они продержатся. Я предполагаю, что это неустойчивая конструкция. На деньги, которые сейчас вкладываются, будут построены фабрики. Следующим шагом на фоне изменения рынка станет разрушение вертикали, и владельцы компании начнут думать, как загрузить механическое производство и печатные платы.

Каждый технологический передел начнет выходить на рынок контрактного производства, и изначально вертикально интегрированные структуры превратятся в специализированные компании, полагает эксперт.

Источник: Rspectr.com

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend