2 февраля 2023

DRaaS: растущий спрос повернет рынок к российским вендорам

Спрос на услуги Disaster Recovery подстегнула пандемия: многие компании перевели сотрудников на «удаленку», а информационные системы – в облако. В 2022 г. цунами санкций и вал кибератак подняли интерес к DR в России на новый уровень. Что нас ждет в 2023-м?

Суть сервиса 
 
Аварийное восстановление (Disaster Recovery, DR) подразумевает восстановление полной ИТ-инфраструктуры компании-клиента или ее части с помощью резервной локации. Альтернативную DR-площадку можно создать самому, а можно получить как сервис у провайдера. Тогда DR становится DR-as-a-Service (DRaaS).
 
Основные характеристики DRaaS – запрашиваемые значения максимального допустимого объема данных, утерянных в случае аварии (Recovery Point Objective, RPO), и максимального допустимого времени простоя (Recovery Time Objective, RTO). Чем меньше эти метрики, тем более дорогой будет услуга.
 
Это задает определенную градацию для разных отраслей и типов клиентов. Малый простой или его отсутствие жизненно необходим для финансовых организаций и крупных онлайн-сервисов, например, маркетплейсов или служб доставки. Каждый простой для них оборачивается многомиллионными потерями. RTO для таких компаний должен рассчитываться в секундах или в худшем случае в минутах. Как правило, они создают частные облака с распределенной архитектурой.
 
Следующий уровень – это ИТ-компании, логистические операторы, страховой бизнес, медицинские организации, торговые компании, средние онлайн-сервисы. Для них RTO можно исчислять минутами и часами. 
 
Есть организации, которые могут позволить себе более длительный простой: промышленные производства, небольшие интернет-магазины, сфера офлайн-услуг… RTO для них исчисляется часами и сутками.
 
Мы сознательно опустили госсектор: там действуют совершенно иные требования и ограничения для ИТ-сервисов.
 
Зрелость рынка 
 
Основной потребитель DRaaS сегодня – средняя категория клиентов. Критичный для них период простоя ИТ-инфраструктуры измеряется часами, у них есть выраженный запрос на Disaster Recovery в формате услуги. Кроме того, они обладают необходимыми средствами на реализацию подобных решений.
 
Поскольку российский рынок облачных услуг достиг зрелости, в стране доступна большая часть востребованных решений, реализованных на западных и азиатских рынках. Лидерами роста являются сегменты SaaS и IaaS. 
 
Развитие крупных и средних бизнесов на фоне растущего запроса на производительность цифровых услуг и построение корпоративных экосистем стимулирует спрос и на услуги аварийного восстановления. При этом спрос на DRaaS запаздывает по сравнению с тем же IaaS. 
 
К полнофункциональному Disaster Recovery приходят через такие базовые и бюджетные услуги, как резервное копирование в облаке. Требования к провайдерам DRaaS достаточно высоки. Часто бывает, что заказчик приобретает у поставщика облачных решений IaaS и DRaaS одновременно. 
 
Поэтому важно учитывать географическую распределенность (региональную репликацию) и надежность ЦОДов, уровень SLA – не только доступность, но и качество и состав оказываемых услуг. Играют роль и отзывы по реализованным DRaaS-проектам, а также доказанная экспертиза персонала провайдера.
 
Ценообразование
 
DRaaS не дешевая услуга, но система ее ценообразования проста и предсказуема. Стоимость услуг рассчитывается исходя из объема использования и требований, сформулированных в соответствующем документе компании – Disaster Recovery Plan (DRP). При оценке бюджета необходимо ответить на фундаментальный вопрос: какова стоимость простоя (т.е. реализации риска отказа) инфраструктуры и как она соотносится с затратами на сервис аварийного восстановления.
 
Недостаточно просто потратить деньги и заказать услугу. Требуется определенная зрелость заказчика: умения сформулировать четкие требования и параметры в рамках DRP, обучить собственный персонал, провести тестирование инфраструктуры на отказоустойчивость. Будет обидно потратить деньги на сервис аварийного восстановления, если в критической ситуации он не запустится корректно.
 
Общая стоимость услуг рассчитывается, как правило, на основе фиксированного почасового тарифа. Поэтому и получается, что эта услуга не для массового клиента, а для среднего и крупного бизнеса с миллиардными оборотами, нагруженными бизнес-приложениями и существенным бюджетом на ИТ.
 
Как я уже отмечал, чем меньше параметры RTO/RPO, тем дороже оказываемый комплекс услуг. Поэтому для любой компании-заказчика при формировании оптимального бюджета необходимо определить базовые требования к отказоустойчивости инфраструктуры, выбрать перечень критических бизнес-приложений и обеспечить их соответствие выбранным метрикам RTO/RPO. Имея условно неограниченный бюджет, сегодня в России можно собрать отказоустойчивую инфраструктуру с минимальным временем простоя, вплоть до самых низких показателей.
 
Прогнозы и вызовы
 
На доступность и качество оказываемых облачных услуг, включая DRaaS, сильно влияют геополитические факторы, в частности уход из России крупных технологических вендоров. Первые месяцы ситуация казалась беспросветной, а перспективы удручающими. Но по прошествии года можно сказать, что все не так ужасно. 
 
Многие российские облачные провайдеры по-прежнему продолжают использовать ПО на базе западных решений (VMWare Cloud Director Availability или Veeam Cloud Connect), подстроившись под текущие ограничения. Кроме того, существуют и конкурентные отечественные решения: например, Hystax Acura Disaster Recovery.
 
Говоря о будущем рынка DRaaS, отметим, что на динамику спроса на услугу воздействуют два разнонаправленных фактора. Это рыночная неопределенность (макроэкономические и геополитические риски) и восходящий тренд дальнейшей цифровизации бизнеса. 
 
На сегмент оказывают влияние и санкционные ограничения на импорт серверного оборудования, а также падение маржинальности во многих секторах российской экономики. Это будет менять поведенческие реакции бизнеса и стратегии развития информационных систем и бизнес-приложений. 
 
Однако в целом спрос на российские облака рос рекордными темпами весь 2022 г. В наступившем году эта тенденция продолжится, прямо влияя на востребованность услуг аварийного восстановления и резервного копирования. 
 
В ближайшие два-три года следует ожидать расширения спектра решений для DR от отечественных разработчиков и перераспределения долей рынка, занятых ранее западными вендорами, между российскими.
 
Денис Афанасьев, руководитель облачного направления, CorpSoft24
Источник: Иксмедиа

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend