2 июня 2022

Что происходит с электрокарами в России: проекты, ограничения, перспективы

В начале 2021 года в России было зарегистрировано 10 тысяч электромобилей. В сравнении с тем же показателем на начало 2020 года, российский парк электрокаров увеличился на 70%, что говорит о растущей популярности такого вида транспорта у россиян. Из-за международных ограничений на импорт и наложенных санкций, приобрести электрокар сейчас стало труднее. Рассказываем, на какой стадии находятся российские проекты по созданию электромобилей и какие трудности могут возникнуть в эксплуатации таких авто.

Есть ли у нас свои электрические беспилотники?

В начале 2021 года в России было зарегистрировано 10 тысяч электромобилей. В сравнении с тем же показателем на начало 2020 года, российский парк электрокаров увеличился на 70%, что говорит о растущей популярности такого вида транспорта у россиян. Из-за международных ограничений на импорт и наложенных санкций, приобрести электрокар сейчас стало труднее. Рассказываем, на какой стадии находятся российские проекты по созданию электромобилей и какие трудности могут возникнуть в эксплуатации таких авто

Беспилотник от Сбера, электро-«Москвич» и проект ГК «Калашников». Как развивается отрасль электромобилей в России

В конце мая министр транспорта России Виталий Савельев заявил, что на бывшем заводе Renault, перешедшем в госсобственность после ухода концерна из страны, начнется выпуск автомобиля «Москвич». В перспективе «Москвич» будет оснащен электрическим двигателем. Производство легендарных советских автомобилей было прекращено в 2000-е годы, но международные ограничения предоставили возможность возобновить выпуск и усовершенствовать модель в соответствии с последними техническими достижениями.

О разработке отечественных электромобилей заявляли многие российские компании. Так, ГК «Калашников» объявлял о работе над несколькими моделями электрокаров еще в 2018 году. Первые автомобили были созданы для полицейских, патрулирующих улицы, они разгонялись только до 30 км/ч, а зарядки хватало на дистанцию в 150 километров. В 2019 году инженеры представили обновленную модель, которая разгонялась уже до 80 км/ч и имела более прочный кузов.

Тогда же стало известно, что «Калашников» разработал прототип электрокара для широкого использования, который мог бы посоревноваться с Tesla. Электромобиль CV-1 достигал скорости 100 км/ч за шесть секунд, имел запас хода без подзарядки до 350 километров, а за мониторинг состояния всех систем отвечал специально разработанный бортовой вычислитель.

После 2019 года о проекте «Калашникова» не было слышно почти ничего. Редакция Hi-Tech Mail.ru связалась с пресс-службой концерна, чтобы выяснить, на какой стадии находится разработка сейчас. В пресс-службе ответили, что «промышленная политика Концерна «Калашников» претерпела некоторые изменения, поэтому в плане производства нет этих изделий».

Тем не менее, в «Калашникове» допустили, что ситуация может измениться и предприятие вернется к проекту.

В январе стало известно, что в Липецкой области на заводе Моторинвест стартует сборка электромобилей китайской фирмы Sokon Group полного цикла. В планах на 2022 год выпустить три тысячи автомобилей, к 2023 году этот показатель будет увеличен.

Еще одно перспективное направление работы над альтернативным транспортом — беспилотные автомобили. IT-гигант «Яндекс» разрабатывает свой проект в этой области с 2017 года. «Беспилотники» «Яндекса» уже можно заметить на улицах Москвы и казанского Иннополиса, но их коммерческая эксплуатация начнется не раньше 2023 года.

Сбер, также, представил прототип собственного беспилотного автомобиля ФЛИП в 2021 году, обладающего максимальным уровнем автономности по международным стандартам. В основе проекта — электрическая платформа собственной разработки. В пресc-службе SberAutoTech специально для Hi-Tech Mail.ru рассказали, что пока что ФЛИП тестируется и эксплуатируется на закрытых территориях.

Весь мир пытается сделать эксплуатацию автомобилей более эффективной путём совместного использования, включая такси, каршеринг и общественный транспорт. Мы разрабатываем технологию автономного вождения, которая снимет все ограничения использования, связанные с человеческим фактором. И чем шире мы будем использовать беспилотники, тем нужнее будет экологически чистый транспорт. Один из выходов — создавать беспилотники с электродвигателями.

По словам представителей компании, ФЛИП предназначен только для автономной езды, в нем нет руля, педалей и водительского места, поэтому он просторнее обычного автомобиля при тех же габаритах. Сменный модуль батарей позволяет избежать простоев из-за длительной зарядки. Такой беспилотник можно использоваться как общественный транспорт — если пассажир готов разделить поездку с попутчиками, а можно и как личный. На электрическую платформу, которая лежит в его основе, можно установить грузопассажирский или грузовой корпус. В перспективе, такой автономный электромобиль можно будет использовать для грузоперевозок, доставки «от двери до двери», крупного и мелкого ритейла.

Доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин отмечает, что хотя интерес к электрокарам вырос после заявления о планах по выпуску электрокаров «Москвич», массовое внедрение электрокаров потребует создание инфраструктуры зарядных станций, что потребует крупных капиталовложений и времени.

«Тем не менее, для электрокаров существует своя ниша в виде коммунального, общественного, служебного транспорта, а также такси и каршеринга, в пределах крупных городов, в которых создать инфраструктуру зарядных станций намного проще, чем на бескрайних российских просторах, но при этом электрокары способны улучшить экологическую обстановку в городах».

Эксперт отметил, что в Москве уже функционируют порядка 1000 электробусов КАМАЗ с сетью зарядных станций, также запущен в производство электрогрузовик в формате мусоровоза. К отечественным легковым моделям электрокаров относятся также Lada Ellada, которая была выпущена небольшой серией около сотни единиц, а также Lada Vesta EV, LADA Golf, LADA Elf, Ёмобиль, которые остались на уровне концепций и единичных образцов.

Мнение экспертов: у электродвигателей огромное количество плюсов, но в России они могут не прижиться по объективным причинам

Несмотря на повышенный интерес к производству электрокаров, эксперты подчеркивают, что в их использовании на российских дорогах не обойдется и без проблем. Дмитрий Афиногенов, руководитель отдела эксплуатации IT-компании КСОР, разработчика системы мониторинга состояния водителей «Антисон» объясняет, что тяжелые и дорогие батареи пока не могут обеспечить большую автономность хода и быстрый процесс зарядки электрокаров по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. Несмотря на применение новых типов аккумуляторов и электродвигателей и увеличение их пробега, полноценно заменить собой автомобили с бензиновым или дизельным двигателем электромобили пока не могут.

Аспект, вызывающий наибольшее количество сомнений, — климатический.

«Батареи не любят холод: литиевый аккумулятор при низкой температуре быстрее разряжается и расходует свой ресурс. Поэтому во многих регионах России электромобили будет сложно использовать просто в силу неподходящего климата», объясняет эксперт. Способа эффективной утилизации отработанных токсичных батарей также пока нет. Будет ли такой след наносить меньший урон природе, чем выбросы от двигателей внутреннего сгорания, — неизвестно.

Всеволод Морозов, директор по аналитике и планированию компании Simetra, занимающейся проектированием и моделированием транспортных потоков, считает, что всерьез говорить о российских проектах в области создания электрокаров не приходится, так как дальше концепт-каров, пусть и способных самостоятельно передвигаться, дело не зашло.

Сейчас, когда из-за санкций планируется выпускать автомобили соответствующие экологическому стандарту 35-летней давности говорить об этом вообще странно. Если фантазировать, что электротранспорт все-таки будет, то в любом случае придется стимулировать его продажи. Критически важно, чтобы стоимость использования электрокаров не превышала аналогичные расходы для классической машины: динамика развития этой отрасли напрямую зависит от уровня доходов граждан. Необходимо на глобальном уровне устранить противоречие, чтобы увязать между собой тренд на вытеснение личного транспорта из городов и задачу достичь 10% доли в продажах электрокаров к 2030 году, обозначенной в Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ.
Всеволод Морозов
Директор по аналитике и планированию компании Simetra

Дмитрий Матвеев, основатель компании «Мой Автопрокат», называет главным ограничивающим фактором повсеместного использования автомобилей нового поколения их стоимость. Почти половина цены электрокара — стоимость аккумулятора. По мнению эксперта, если в ближайшие годы компании разработают более дешевые аккумуляторы и цена электромобиля приблизится к цене обычного авто, можно ожидать взрывного спроса на них.

Кроме этого, в России существует проблема массового восприятия электрокаров как дорогой игрушки, которой не нужен регулярный техосмотр. Внутренняя начинка электромобилей и гибридных авто практически не отличается: в них нет каких-то необычных узлов или блоков, но силовые кабели и высоковольтную батарею производители всегда прячут в особых зонах, где риск повреждения при ДТП минимален. Полноценный ремонт всех узлов и блоков могут проводить дилерские сервисные центры.

«Если владелец электромобиля обратится в обычное СТО, ему вряд ли смогут помочь местные специалисты, так как у них не будет ни программного обеспечения для диагностического оборудования, ни специальных инструментов. Сколько может прослужить батарея электрокара — это главный вопрос, который волнует владельца. Ответ смогут дать только специалисты сервисного центра, проводящие диагностику с помощью особых сканеров».

Дмитрий Матвеев уверен, что через 7−10 лет переход на электротранспорт в городах-миллионниках неизбежен. Сегодня до 80% вредных выбросов в атмосферу крупных городов — эффект, производимый транспортом. Еще один плюс — экономия на «топливе», которая становится особенно заметной, если проезжать не менее 1500−2000 км в месяц. Кроме этого, благодаря технологическим принципам электрокаров, им не требуется масла, обслуживания топливной системы, коробки передач, что снижает стоимость обслуживания автомобиля в целом.

Дмитрий Афиногенов согласен, что электромобили — перспективное направление с точки зрения решения проблем топливной экономичности и повышения энергоэффективности транспорта. «Электродвигатели намного эффективнее, чем двигатели внутреннего сгорания: коэффициент полезного действия достигает 95%, то есть 95% энергии он преобразует в движение. КПД двигателя внутреннего сгорания — до 30%, остальное уходит в тепло. Также это почти нулевой уровень выбросов в атмосферу».

Эксперты обращают внимание на необходимость внедрения соответствующей инфраструктуры для электрокаров в России. Так, по мнению Дмитрия Афиногенова, нужно разработать сеть станций быстрой зарядки, способной зарядить электромобиль не за ночь, а за несколько часов. «В конце апреля правительственная комиссия одобрила поправки, которые обяжут владельцев дорог и региональные власти организовывать зарядные станции для электромобилей и гибридов. В Москве количество станций к 2023 году планируют увеличить до 600. И здесь встает вопрос реконструкции электросети, потому что энергопотребление вырастет кратно, и существующие мощности к этом просто не готовы».

Евгений Уткин, руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» согласен с тем, что направление электрокаров нужно развивать по многим аспектам. Среди предложенных им решений — нулевой транспортный налог, выгодные программы кредитования и лизинга, отмена налога с продаж, бесплатное использование платных магистралей и зон парковки. Он также подчеркнул необходимость активного строительства зарядной инфраструктуры как в городах, так и вдоль основных трасс.

Источник: Hi-Tech.Mail.ru

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend