8 октября 2022

9 логистических процессов, которые необходимо автоматизировать

Компании-экспедиторы, участники автомобильных грузоперевозок, уже используют цифровые инструменты для автоматизации бизнес-процессов и коммуникаций с грузоотправителем и перевозчиком. Но зачастую недостаточно эффективно, поскольку передача данных между отдельными системами всё еще происходит вручную. Как экспедиторы могут быстро и с минимальными вложениями перейти на работу в едином цифровом поле?

С середины 2010-х годов на глобальном логистическом рынке начался ажиотаж вокруг темы уберизации автомобильных грузоперевозок, по аналогии с успешной уберизацией сервиса такси. Россия не отставала от мирового тренда: за несколько лет у нас появились так называемые «цифровые экспедиторы»: Deliver, GroozGo, «Монополия Онлайн», ОБОЗ, Fura и др. Они инвестировали огромные средства в цифровизацию и автоматизацию своей деятельности. Многие из них до сих пор не вышли в прибыль именно из-за больших затрат на R&D.

У подавляющего большинства «классических» экспедиторов, работающих на российском рынке грузоперевозок, разумеется, нет ни крупных инвесторов, ни амбиций становиться ИТ-компаниями. Они просто хотят качественно выполнять свою работу и получать от этого отдачу. Тем не менее сегодня каждый из них имеет возможность с минимальными вложениями применять цифровые решения для повышения эффективности бизнес-процессов. Вот как это происходит.

Какие процессы можно автоматизировать

Казалось бы, мы живем в мире мобильности, облачных сервисов, аналитики Big Data, интеллектуальных транспортных систем, дистанционных коммуникаций — эти технологии и концепции уже давно стали доступными и общеупотребительными. Но почему же тогда логисты компании-экспедитора до сих пор договариваются с исполнителем по телефону или собирают информацию о заказах из множества разрозненных источников — электронных писем, мессенджеров, чатов? Мы выделяем девять логистических бизнес-процессов, в которых могут использоваться цифровые технологии.

Расчет стоимости перевозки необходим, к примеру, при участии экспедитора в торгах у крупных грузоотправителей. Он позволяет определить некую нижнюю границу, до которой уместно торговаться. Специальные аналитические алгоритмы, заложенные в логистических системах, могут выдавать расчет средней цены заказа в зависимости от направления, типа транспорта, особенностей груза и множества других показателей.

Автоматизированное участие в торгах на различных онлайн-платформах управления перевозками — например, Transporeon или ATI.SU — становится возможным благодаря технологиям роботизации. Определив нижнюю цену, экспедитор может настроить бота таким образом, чтобы тот понижал ставку и останавливался в нужный момент.

Выбор исполнителя заказа, когда заказ уже получен, можно цифровизовать по-разному: например, устроить аукцион на собственной площадке в рамках биржи грузоперевозок или автоматически переправить заказ определенному перевозчику, с которым экспедитора связывают контрактные отношения.

Поиск новых перевозчиков и постоянное пополнение пула доверенных партнеров может вызвать трудности у сотрудников экспедитора, если они занимаются этим вручную. Некоторые применяют парсинг — сбор открытой информации из доступных веб-ресурсов с помощью различных программных инструментов. Но гораздо проще и эффективнее реализовать поиск в рамках единой площадки — биржи грузоперевозок. Там уже собрана вся необходимая для этого информация и имеется ряд вспомогательных инструментов для настройки поисковых запросов.

Безопасность и проверка перевозчиков на надежность — эта задача по-прежнему остается актуальной, поскольку случаи мошенничества на рейсах, кражи грузов всё еще встречаются. Стоит проверять всех новых перевозчиков, а также отслеживать изменения информации о старых, например смену владельца или резкое падение активности. У цифровых экспедиторов существуют системы скоринга, которые нацелены на то, чтобы определить надежность потенциального исполнителя за несколько минут.

Электронный документооборот значительно упрощает и ускоряет обмен документами между участниками логистических процессов. Например, мы даем возможность клиентам как использовать электронную подпись, так и применять юридически значимый документооборот без электронной подписи, а также создавать и автоматически заполнять шаблоны документов. В перспективе намерены стать оператором перевозочных документов — работаем над поддержкой электронных транспортных накладных и машиночитаемых доверенностей.

Отслеживание процесса перевозки — продолжение темы безопасности. Системы GPS-трекинга и мобильные приложения для водителя позволяют экспедитору адекватно и своевременно отвечать на «неудобные» вопросы заказчика «Где мой груз/контейнер?» или «Когда придет фура?».

Личный кабинет заказчика на логистической платформе — персональный раздел в веб-приложении, где заказчик может размещать грузы, отслеживать статусы заказа, обмениваться с экспедитором дополнительной информацией, пользоваться электронным документооборотом.

Генерация отчетов и аналитика — возможность использовать накопленные в компании структурированные данные, отраженные в отчетах, для оценки эффективности процессов, поиска узких мест, прогнозирования и оптимизации.

Все данные в едином цифровом поле

Все описанные выше сценарии можно реализовать по отдельности: например, создать мобильное приложение с GPS-трекингом, которым будут пользоваться логисты. Но такой подход не является оптимальным. Посмотрите, как сейчас проходят информационный поток и передача документов в цепочке участников автоперевозки. Даже если грузоотправителя и экспедитора связывает некий цифровой канал — допустим, логистическая площадка, где проходят аукционы, — часто логист экспедитора вручную вносит данные в смежные системы, а с перевозчиком общается в мессенджере или по электронной почте. У перевозчика также есть логисты — они взаимодействуют с водителями по телефону.

В таком механизме слишком много процессов с участием человека и слишком много разных цифровых каналов. Поэтому мы в ATI.SU уже достаточно давно продвигаем концепцию единого цифрового поля. С помощью экосистемы логистических сервисов можно сформировать информационную цепочку между участниками автоперевозки, по всей длине которой данные передаются в цифровом виде. Это даст возможность логистам контролировать процессы со стороны и вмешиваться только в тот момент, когда происходит какая-то нештатная ситуация.

В рамках единого цифрового поля информация вводится в систему только один раз на любом участке цепочки и распространяется на все процессы в ней. При этом другие цифровые каналы не используются. Для экономии времени важно, чтобы в этом цифровом поле находились только доверенные участники — то есть их проверка должна быть проведена заранее.

В едином цифровом поле все процессы становятся более быстрыми и прозрачными, каждый из них можно оперативно проанализировать. Повышается их эффективность и во многом исключается «человеческий фактор» — например, опечатки при ручном копировании из одной системы в другую. Всё это в результате приводит к снижению затрат экспедитора.

Концепция единого цифрового поля, или единого цифрового ландшафта — тренд, свойственный не только рынку автомобильных грузоперевозок. Она используется во многих областях ИТ, бизнеса, государственных услуг: яркий пример — портал госуслуг, где собраны сервисы для самых разных направлений взаимодействия чиновников с гражданами, оперирующие единожды введенными в систему персональными данными.

Мы предлагаем экспедиторам развиваться по схожему пути. В России есть несколько логистических цифровых платформ, которые предоставляют пользователям удобные сервисы в режиме «одного окна». Поэтому сегодня экспедитору для того, чтобы стать «цифровым», не требуются большие инвестиции. Но даже при малых вложениях в «цифру» они получают огромный эффект.

Автор: Святослав Вильде, основатель и директор Биржи грузоперевозок ATI.SU
Источник: Инвест-Форсайт

Исследование iTrend: зарплата для ИТ-специалистов — не решающий фактор при выборе работодателя

23 апреля 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали критерии выбора работы, а также медиапредпочтения более 300 высокоуровневых специалистов из крупных российских ИТ-компаний.

 

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 прошел открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 
Все новости iTrend