1 февраля 2022

Технотренды — 2022: какие IT-решения перевернут рынок

Аналитическая компания Gartner дала традиционный прогноз на будущий год: какие технологии определят развитие IT-отрасли и повестку цифровой трансформации бизнеса. СберПро Медиа попросили экспертов выделить из этого списка главные тренды для средних и крупных компаний и оценить, насколько они применимы к российской действительности.

Главные стратегические тренды в области технологий в 2022 году

 

1. Дата-фабрики / Data Fabric

Фабрика данных (более точный перевод — «ткань данных», но его используют реже) обеспечивает гибкую и надёжную интеграцию источников данных между платформами и бизнес-пользователями, делая информацию доступной везде, где это необходимо. Это упрощает не только работу всей IT-инфраструктуры, но и использование информации для аналитики. Кроме того, на 70% сокращает усилия по управлению данными, указывает Gartner. Среди компаний-лидеров на рынке, которые предоставляют готовые решения для дата-фабрик, — IBM, Oracle, SAP. Объём мирового рынка Data Fabric оценивается в 1,2 млрд долларов. Ожидается, что к 2028 году он вырастет в 2 раза и достигнет 2,5 млрд долларов.

Эксперты, опрошенные СберПро Медиа, единогласно признают этот тренд не будущим, а настоящим технологий. Данных в бизнесе стало так много, что наводить в них порядок — насущная потребность. «Актуальность Data Fabric как общей стратегии работы с данными в наших реалиях повышается в связи со взрывным развитием различных цифровых экосистем, облачного рынка, цифровизации в промышленности и госсекторе», — считает Евгений Макарьин, руководитель группы управления проектами Linxdatacenter.

2. Сетки кибербезопасности / Cybersecurity Mesh

Сетка кибербезопасности объединяет лучшие в своём классе решения для того, чтобы защитить компании от угроз максимально надёжным способом. Инновации здесь не в конкретных инструментах, а в самом подходе. Аналитики Gartner считают, что к 2025 году половина представителей крупного бизнеса внедрит эту технологию для обработки данных в ненадёжных средах и в сценариях многопользовательской аналитики данных.

Как объясняет Андрей Крехов, директор по специальным программам ICL Service, «параметры безопасности настраиваются более гибко, что не позволяет хакерам использовать различные части сети для доступа к более широкой её части». Любое соединение для доступа к данным, будь то из офиса, из дома или другой страны, считается ненадёжным, пока оно не будет проверено протоколом безопасности. Проще говоря, даже если система распознала пользователя, она всё равно его перепроверит — на всякий случай. На практике это приводит к сокращению финансовых последствий инцидентов кибербезопасности — на 90%.

3. Облачные платформы / Cloud-Native Platforms

Облачные платформы используют разные технологии для создания отказоустойчивой, эластичной и гибкой архитектуры приложений. Как считает Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России, пока они более популярны за рубежом, но в нашей стране «тренд разгоняется». Например, в основе PaaS-решения Сбера Platform V как раз лежит такой подход.

Platform V — облачная цифровая платформа для разработки бизнес-решений. Она включает компоненты для разработки, интеграции и эксплуатации, работы с данными и алгоритмами, построения инфраструктуры, обеспечения безопасности и других задач. С её помощью Сбер сократил время вывода продуктов на рынок в 7 раз, средняя стоимость транзакции снизилась в 2 раза. На Platform V работает более 3000 agile-команд, и Сбер начал миграцию на неё своего ключевого бизнеса. Кроме того, теперь решения Platform V доступны всему рынку.

Глава «МойОфис» Дмитрий Комиссаров говорит, что в 2022 году российский IT-рынок выйдет на пик тренда на консолидацию информационных систем, но в этом процессе необходимо учитывать риски. Традиционные архитектуры приложений, когда вся информация системы монолитно размещена на едином сервере, масштабировать очень сложно. Нужна гибкость. «Преодолеть это ограничение могут решения, в основе которых заложен подход cloud native», — считает Дмитрий.

4. Композитные приложения / Сomposable Аpplications

Составные (или композитные) приложения строятся из модульных компонентов, это своего рода лего, которое упрощает повторное использование кода, ускоряет вывод на рынок новых программных решений и повышает их ценность для бизнеса. Такие технологии применяются в ритейле, образовании и других сегментах рынка.

Мария Григорьева из Accenture Technology называет термин модным, добавляя, что в сочетании с решениями с открытым исходным кодом (open source) такие приложения позволяют более гибко решать стоящие перед бизнесом задачи в области цифровизации. «Сейчас многих захватила эта идея; насколько она устойчива, покажет время», — заключила Григорьева.

5. Три тренда про ИИ (ИИ для принятия решений / Decision Intelligence, ИИ-инжиниринг / AI Engineering, Генеративный ИИ / Generative AI)

Искусственный интеллект продолжает задавать тон в отрасли, поэтому эксперты Gartner прописали по нему сразу три отдельных тренда. Тем не менее речь идёт об одной и той же технологии в разных аспектах.

Первый акцент сделан на ИИ для принятия решений: в таком случае искусственный разум может использоваться как советник в бизнесе в качестве второго мнения или полностью автоматизировать процесс принятия решений. Подобные технологии применяют в банковском деле, энергетике, здравоохранении, розничной торговле и в вопросах, которые касаются окружающей среды. Ключевые игроки: Busigence, Google Cloud Platform, IBM Hybrid Cloud.

Иван Вахмянин, глава и сооснователь Visiology отмечает «огромный спрос» на Decision Intelligence на российском рынке. Однако, по его словам, «под красивым названием скрывается большая боль». «Множество технологий анализа данных уже внедрено, а вот использовать их для достижения реальной выгоды до сих пор удается далеко не всем», — отмечает эксперт. По его словам, для этого не хватает правильной оргструктуры, культуры, компетенций и управленческих практик.

Второй тренд — ИИ-инжиниринг. Речь идёт о том, что довольно сложно извлечь реальную пользу для бизнеса из ИИ-решений. Для этого нужен как стек технологий, так и специфическая разработка и, с чем больше всего проблем, наличие компетентных специалистов. Вот почему в реальности не каждый ИИ-проект помогает добиться поставленных целей.

Третий тренд, генеративный ИИ, ещё интереснее. Искусственный интеллект изучает артефакты на основе данных и создаёт варианты, похожие на оригинал, но не повторяющие его. Сложно? Да, и пока мало где применяется. Генеративный ИИ может создавать новые формы творческого контента, например видео, и ускорять циклы НИОКР в самых разных областях, от медицины до создания продуктов. Руслан Самойлов, ​​технический директор GetMeIT, рассказывает, что в России в этом направлении есть коммерчески успешный продукт. Так, система «Николай Иронов» Студии Артемия Лебедева выполнила 400 заказов на создание дизайна за два месяца работы и заработала более 4 млн рублей. Впрочем, о массовом внедрении генеративного ИИ речь пока не идёт.

6. Распределённые предприятия / Distributed Enterprise

Распределённые предприятия не обязательно разнесены географически: речь идёт о готовности инфраструктуры компаний поддержать общий тренд на гибридный и удалённый формат работы, как это делают, например, Сбер и «Билайн».

«Сегодня мало кого удивишь тем, что московская фирма имеет штатных работников в регионах, которые никогда не были в главном офисе, но при этом хорошо справляются со своими обязанностями. Следующий этап — это наём сотрудников не внутри одной страны, а между странами», — прокомментировал Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики SearchInform. Со временем такой формат работы приобретёт большую популярность и станет обыденностью не только для технологических, но и для производственных компаний, считает он.

7. Объединение опыта / Total experience

Название этого тренда очень сложно перевести на русский язык точно. Аналитики имеют в виду, что компании будут объединять опыт сотрудников, клиентский опыт, пользовательский опыт для ускорения роста. Пример — экосистема Сбера.

«Под total experience мы понимаем слияние цифрового и реального пространства в целях максимального улучшения качества жизни, доступного на данном этапе развития технологий. В целом проявления этого подхода можно видеть через развитие сервисов, получаемых из смартфона, но непосредственно влияющих на качество жизни в реальном мире, будь то государственные услуги, службы такси или различные сервисы доставки продуктов», — пояснил идею Евгений Макарьин. Он считает, что в этом направлении будет развиваться любой цифровой проект: через возможности технологий обогащать жизнь человека, компании, общества.

Если верить аналитикам и экспертам, опрошенным СберПро Медиа, практически все ключевые технологии, отмеченные Gartner, на горизонте ближайших трёх лет будут востребованы и станут для нас обычным явлением.

Источник: СБЕР Про

Читайте наш кейс на РБК: как ИТ-компании прокачать бренд работодателя

16 июля 2024

Как вырастить штат ИТ-компании в 15 раз за 3 года - рассказываем в совместном кейсе с IT_ONE

 

Ася Власова – в шоу «Стражи Леса» на радио «ЭХО лОСЕЙ»

10 июля 2024

Ася Власова, сооснователь и управляющий партнёр агентства iTrend, приняла участие в шоу “Стражи Леса” на радио "ЭХО лОСЕЙ". Вместе с Еленой Бочеровой из компании "Киберпротект" поговорили о том, как выстраивать PR и коммуникации в ИТ.

 

Приглашаем на конференцию для директоров по маркетингу и PR-руководителей ИТ-компаний 

5 июня 2024

На мероприятии встретятся директора по маркетингу и PR-руководители крупных российских ИТ-компаний.

 

Экс-редактор Comnews присоединился к команде iTrend

30 мая 2024

На позицию руководителя проектов коммуникационного агентства iTrend вышел Денис Шишулин – ранее многолетний выпускающий редактор издательской группы ComNews, одного из самых авторитетных ИТ-изданий в России. В iTrend Денис будет отвечать за стратегическое руководство ряда PR-проектов с ИТ-компаниями, оперативное взаимодействие со СМИ, координацию работы команд, а также за качество проектов, которыми руководит в агентстве.

 

iTrend — в числе топ-агентств России по версии «Рейтинга Рунета»

28 мая 2024

Опубликованы итоги ранкинга коммуникационных агентств от «Рейтинга Рунета–2024». iTrend занял лидирующие места в ключевых для агентства срезах — PR в ИТ-отрасли, SMM в ИТ-отрасли, PR и SMM на аудиторию b2b enterprise, PR-аналитика, PR первых лиц и др.

 
Все новости iTrend