11 января 2021

Стремление к новому

Цифровизация и автоматизация процессов в последние годы стали одним из основных трендов развития промышленности практически во всех сегментах. Эксперты отмечают, что движение к инновациям будет продолжаться, однако есть и отстающие отрасли.

Согласно данным опросов, около 70% руководителей промышленных организаций РФ заявляют, что на их предприятиях внедрены инновации, а 45,5% из них планируют расширять их применение, говорит генеральный директор Connectome.ai Станислав Варич. Активнее всего отраслевые компании инвестируют в большие данные, искусственный интеллект, компьютерный инжиниринг, промышленных роботов, технологии кибербезопасности и RFID-технологии.

Руководитель развития бизнеса Gaskar Group Сергей Носов отмечает, что наиболее быстро инновации внедряются в сферах промышленности, взаимосвязанных с телекоммуникациями, ритейлом и FMCG, в том числе в горнодобывающей промышленности, которая обеспечивает все, что сделано или содержит в своих элементах металлы. При этом он подчеркивает, что разрыв в уровне внедрения инноваций между лидерами рынка горной промышленности и их менее влиятельными коллегами колоссальный. «Связано это с тем, что лидеры рынка могут позволить себе внедрять, например, роботизацию оборудования, автономное лазерное сканирование с помощью дронопортов, прогнозирование риска аварий и внедрение систем их предотвращения, прогноз развития и моделирования оптимизации с помощью Big Data, а коллеги по цеху себе таких решений позволить не могут. Поэтому лидеры за счет инноваций и "революционного" роста производительности растут еще быстрее, а все, кто немного ниже, долго догоняют»,— уточняет эксперт.

Сектор открытой горной добычи действительно наиболее активно внедряет инновации, соглашается с коллегой коммерческий директор и руководитель проектов компании АСК Ирина Качесова, причем речь идет о предприятиях, занимающихся как добычей угля и антрацита, так и золотодобычей: они стараются автоматизировать весь производственный цикл. По словам госпожи Качесовой, крупные компании в любой отрасли могут позволить себе внедрение порой дорогостоящих инновационных решений, но даже небольшие предприятия автоматизируют свои бизнес-процессы, что позволяет им снижать затраты и оставаться конкурентоспособными на своем рынке.

Инновации широко применяются и в различных сферах машиностроения, указывает руководитель центра компетенций департамента цифрового производства Siemens в РФ Сергей Соловьев. «Если говорить о том, какие решения сейчас наиболее актуальны, то это различные цифровые двойники, автономные машины, виртуальная пусконаладка, технологии сбора и анализа данных, в том числе методы предиктивной аналитики, семантические модели, методы машинного обучения, искусственные нейронные сети и другие»,— перечисляет он.

По словам директора технического центра компании «Инфосистемы Джет» Юлии Кошкиной, вся промышленность по-прежнему находится в стадии «четвертой революции», однако не у всех компаний есть понимание того, какой путь для развития цифровых инноваций выбрать и как сформировать стратегию. «Некоторые предприятия хотят вырастить внутреннюю команду для внедрения инноваций, такой вариант требует большого количества ресурсов и времени. Другие же обращаются в консалтинговые агентства и с их помощью разрабатывают стратегию цифровизации, которую затем реализуют вместе с технологическими партнерами. Именно у организаций, выбравших такой путь, есть шансы вступить в технологический авангард в ближайшее время»,— отмечает эксперт.

Постоянное совершенствование

Сооснователь и CEO сервиса для работы самозанятых «Наймикс» Виктор Емец, ссылаясь на данные центра по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice, выделят три категории инноваций: постепенное совершенствование, прорывные и радикальные инновации. «Прорывных и радикальных инноваций сегодня на российском рынке я не вижу. Все прорывные решения мы копируем у западных коллег и адаптируем под свои реалии... Наш рынок находится в области постоянного совершенствования. Мы просто внедряем уже существующие идеи в свои проекты и называем это инновациями»,— считает эксперт.

Последние двадцать лет весь мир активно роботизировался, но за счет дешевой рабочей силы и слабой технической подкованности Россия оказалась на 48-м месте по количеству применяемых в промышленности роботов, говорит основатель и совладелец Technored Артем Лукин. Однако пандемия изменила курс развития: многие предприятия оказались в трудном положении из-за резкого оттока рабочей силы, карантина и принудительной самоизоляции. «На фоне этого кадрового голода производства обратились к новым технологиям — коллаборативным роботам, роботам нового поколения, которые быстро обучаются, быстро внедряются и недорогие. Именно сейчас настоящий ажиотаж на роботизацию и автоматизацию производственных процессов»,— отмечает эксперт.

Руководитель представительства SN Maschinenbau в России Анатолий Ширлин говорит, что инновации внедряются достаточно активно в пищевой промышленности: современные заводы крупных мировых брендов интенсивно автоматизируют процессы — от производства продукта до конечной упаковки на паллеты и автоматических складов без людей. В ГК «Велком» в качестве примера инновационных решений в пищевой промышленности приводят вегетарианскую линейку, в частности, сама группа начала производство вегетарианской колбасы, которая содержит luxe protein на основе нута.

По словам Сергея Соловьева, потенциал развития инновации действительно заметен в пищевой промышленности — в построении сквозной цепочки от фермы до потребителя. Еще одним перспективным сегментом он называет переработку мусора. Главный технолог фабрики мебельного холдинга «Ангстрем» Ирина Елютина обращает внимание на внедрение инновационных решений в мебельном производстве: холдинг запустил ряд технологий, связанных с автоматической обработкой деталей.

Нелегкие решения

Сооснователь и управляющий партнер строительных компаний Larssen Piling и «Свайное дело» Наталья Горелова отмечает, что самая низкотехнологичная отрасль — это легкая промышленность, так как в РФ дорогая рабочая сила в сравнении, например, с Бангладеш и Китаем.

Заказов от представителей легкой промышленности — текстильной, обувной, швейной — производитель интерактивного оборудования ГК BM Group «Фабрика инноваций» никогда не получал, говорит ее руководитель Владимир Буйвидис, и обусловлено это тем, что в России очень небольшое число подобных предприятий из-за высокой конкуренцией с Китаем: крупных компаний практически нет, а малые не нуждаются либо не имеют возможности применять инновационные решения.

«Думаю, уровень внедрения инноваций невелик в микробизнесах, близких к кустарному производству. Тем не менее с экономической точки зрения они являются частью легкой промышленности. Но небольшой объем производства делает внедрение инноваций бессмысленным либо сводит их к простым частным решениям по сокращению, скажем, временных издержек на те или иные части производственной цепочки»,— солидарен с господином Буйвидисом владелец компании «Катков и партнеры» Павел Катков.

Представитель швейной фабрики «Ариадна-96», впрочем, отмечает, что на предприятии автоматизированы все процессы производства, в частности, используются система управления производством и автоматизированная система проектирования Julivi.

По словам руководителя практики «Природные ресурсы» компании Accenture Николаса Гутьерреса, не только в России, но и во всем мире одна из отраслей, где внедрение новых технологий идет медленнее всего,— это строительный бизнес. Пока инновации редко применяются в медицине, говорит Артем Лукин: чтобы получить разрешение, лицензию или сертификат для применения робота в медицинских целях, может пройти несколько лет.

Если говорить о тех областях, где до инноваций еще совсем далеко, то это в первую очередь сельское хозяйство, считает господин Емец: здесь самые большие расходы на сотрудников, на логистику, обслуживание помещений, низкая прогнозируемость результатов, большая зависимость от внешних обстоятельств на всех этапах, а бизнес-процессы описаны недостаточно глубоко, плохо контролируются и склонны к резким изменениям.

 

Источник: Коммерсант

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар РУССОФТ, iTrend и BiToBe: «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

15 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend