29 сентября 2021

Поможет ли стратегия развитию Open Source в России?

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России) планирует разработать стратегию развития рынка цифровых продуктов Open Source в стране. Предварительный срок подготовки документа – сентябрь 2021. По заявлению Минцифры стратегия должна создаваться совместно с ИТ-сообществом.

1. Какие основные приоритеты должны быть, на ваш взгляд, в стратегии развития Open Source в нашей стране?
2. Какие меры господдержки необходимы для развития разработки продуктов Open Sourcе?
3. Надо ли стимулировать создание компаний, разрабатывающих опенсорсные продукты? Если да, то как?
4. Правомерно ли вносить продукты на основе Open Source в Реестр отечественного ПО?
5. Как повлияет создание национальной независимой технологической платформы для разработки СПО на позиции российских разработчиков в мировом сообществе Open Source?
6. Где и как готовить массовых разработчиков СПО?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты компаний

 

Сергей Игнатов, директор по развитию продуктовых направлений компании Syssoft

«Стимулирование СПО со стороны государство может быть только в льготах для разработчиков и помощи в раскрутке и донесении своих продуктов до заказчиков»

1. В России СПО (Свободное Программное Обеспечение, Open Source) является платформой для многих разработчиков, которые, добавляя свой код, ноу-хау и поддержку, создают собственные продукты под собственной маркой. Так выходят на рынок не только российские компании, но и многие крупнейшие глобальные компании. Изначальный СПО-код – это прекрасная площадка для развития и творчества сотен тысяч начинающих программистов, которые в будущем могут начать создавать собственные продукты или присоединяться к крупным разработчикам. Изучение основных СПО-платформ в учебных заведениях и стимулирование использования СПО и коммерческих продуктов на основе СПО может давать существенный толчок для развития отечественной разработки и импортозамещения.

2. Стимулирование СПО со стороны государство может быть только в льготах для разработчиков и помощи в раскрутке и донесении своих продуктов до заказчиков. Прямая денежная стимуляция (инвестирование) в разработчиков СПО не приветствуется сообществом компаний, использующих СПО. Это всегда были децентрализованные сообщества разработчиков, в которые вливались и крупные коммерческие разработчики, помогая в первую очередь опытом и ресурсами.

3. Сам идея СПО предполагает отсутствие привязки какой-либо юрисдикции или компании. Включение в реестр продуктов изначального Open Source неприемлемо и может только навредить, так как нет конкретных людей или организации, которые отвечают за такое ПО. В то же время решения на основании СПО безусловно должны попадать в Реестр, при условии существенной доработки изначального кода и самое главное – оказание всесторонней технической поддержки, а значит, несение ответственности за свой продукт.

4. В школах, университетах, частных образовательных учреждениях. Государство могло бы организовывать и финансировать различные образовательные конференции, популяризируя сферу и привлекая молодых людей, показывая им перспективы вложений своего времени и денег в образование, связанное с СПО.

 

Константин Пылин, коммерческий директор компании IT_One

«Платформа должна быть не столько обязательной, сколько привлекательной для разработчиков ОПО, возможно, не только российских, но и зарубежных»

1. Сейчас как раз идет работа над определением таких приоритетов. Но стратегия должна, в любом случае, опираться на такие базовые принципы, как защита прав и свобод человека, развитие экономики и гражданского общества, укрепление безопасности.

Открытое программное обеспечение (ОПО) может сыграть в их реализации важную и вполне конкретную роль. Для этого нужно, на наш взгляд, предусмотреть такие приоритеты, как демократизация доступа к новым технологиям, расширение возможностей профессионального обучения и участия в интересных и общественно значимых проектах, ускоренное освоение новых ИТ-технологий для цифровой трансформации экономики, повышение прозрачности и обоснованности выбора тех или иных решений для государственных нужд, защита национального технологического суверенитета и расширение участия российских разработчиков открытого программного обеспечения в важнейших международных проектах в области информационных технологий.

2. Государство может многое сделать для стимулирования развития открытого программного обеспечения:

  • Гармонизировать нормативную базу и повышать квалификацию руководителей различных уровней, чтобы помочь им шире и с большим эффектом пользоваться решениями с открытым кодом. В частности, будет полезно создание национальных лицензий на программные продукты, отвечающих общепризнанным принципам открытости.
  • Предусматривать разработку ПО с открытым кодом или его выбор, при прочих равных условиях, в рамках контрактов с бюджетным финансированием. Это поможет обеспечить повторное использование и улучшит интеграцию решений.
  • Включить в программы профессионального образования курсы, облегчающие участие в использовании и разработке открытого ПО. Речь не только об обучении будущих программистов популярным ОПО-продуктам. Также нужно готовить юристов к работе с открытыми лицензиями, а экономистов – к правильной оценке эффекта использования ОПО.
  • Поддерживать создание необходимой инфраструктуры (в частности, национального репозитория открытого кода), проведение конкурсов и конференций по тематике открытого ПО.
  • Создавать условия для кооперации между сообществами разработчиков, в том числе зарубежными, для более тесной интеграции российских производителей ОПО в глобальную ИТ-индустрию.

3. Создание продуктов и решений с открытым кодом – перспективная модель разработки ПО, набирающая популярность во всем мире. Действительно, мало найдется сегодня ИТ-проектов, не использующих ОПО, а обороты и капитализация ОПО-компаний растут опережающими темпами. Важно, чтобы Россия не осталась в стороне от этой тенденции.

Для этого было бы полезно консолидировать и расширить спрос на ОПО со стороны государственного сектора, проводить конкурсы и выделять гранты и субсидии ОПО-компаниям в рамках полномочий институтов развития, развернуть общенациональную инфраструктуру выполнения проектов создания ПО с открытым кодом, включая, в той или иной форме, коллективную работу, хранение и управление версиями кода, тестирование и проверки безопасности и проч. Доступ к такому инструментарию промышленного уровня может значительно ускорить «взросление» ОПО-команд.

5. Такая платформа, в идеале, может сделать отечественных разработчиков более заметными на мировом уровне, будет способствовать формированию активных сообществ вокруг отечественных ОПО-проектов, может обеспечить, с одной стороны, «прозрачную» интеграцию с международными репозиториями, а с другой – необходимый уровень автономности и доверия, без которых невозможно выполнение критически важных проектов. Платформа должны быть не столько обязательной, сколько привлекательной для разработчиков ОПО, возможно, не только российских, но и зарубежных.

6. С одной стороны, такая подготовка уже идет естественным путем. Молодые люди осваивают и развивают открытое ПО потому, что это им интересно, потому, что это – лучший на сегодня способ научиться информационным технологиям, и потому, что это самый прямой способ утвердить свою репутацию и сделать профессиональную карьеру.

С другой стороны, некоторые отечественные компании, в том числе IT_ONE, выделяют специальные направления развития СПО, создавая курсы для разработчиков и активно применяя открытые технологии при реализации проектов. Существенно больший вклад могут внести вузы. Они должны не только своевременно обновлять парк изучаемых технологий и продуктов, предлагать ОПО-темы для курсовых и дипломных работ, но и учить постановке процессов создания ОПО, экономике и культуре ОПО-проектов. Это – комплексная задача, которую не могут выполнить преподаватели только компьютерных предметов. Необходима междисциплинарная кооперация – в конце концов, ОПО – феномен не только технологический, но и культурный.

 

Полностью на сайте БИТ

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 

Как строить личный бренд в 2024 году? Запись вебинара iTrend и РБК Компании

12 марта 2024

27 февраля 2024 года коммуникационное агентство iTrend и сервис РБК Компании провели вебинар «Новая искренность 2.0. Почему личный бренд — это тренд 2024?».

 

Проект «Облакотеки» и iTrend номинирован на премию «ЦОДы.РФ» в номинации «Креатив года»

12 марта 2024

Telegram-канал КучевыеАйТи, проект разработчика облачных сервисов «Облакотека» и коммуникационного агентства iTrend, номинирован на национальную премию «ЦОДы.РФ».

 
Все новости iTrend