30 ноября 2021

Кадры решают автоматизироваться

Спрос на спе­циа­лис­тов в об­ласти под­бо­ра и уп­равле­ния пер­со­налом (HR) со зна­нием сис­тем HR-ав­то­мати­зации вы­рос за 10 ме­сяцев те­куще­го го­да поч­ти в три ра­за по срав­не­нию с ана­логич­ным пе­рио­дом 2020 г. Та­кие дан­ные при­водят ана­лити­ки hh.ru и ком­па­нии Talantix. Наи­боль­шая пот­ребность в HR-спе­циа­лис­тах с циф­ро­выми на­выка­ми в ИТ-ин­дус­трии, ре­тей­ле и в сфе­ре пе­рево­зок и ло­гис­ти­ки, наи­мень­шая - в ЖКХ, до­бываю­щей от­расли и энер­ге­тике.

Исследование hh.ru и Talantix показало, что в каждой пятой вакансии для HR от ретейловых и ИТ-компаний указано требование знания цифровых решений для подбора персонала. Такое условие указано в каждой десятой вакансии для HR от компаний в финансовом секторе, в сфере B2B-услуг и консалтинга. Всего с января по октябрь этого года российские компании открыли около 5,8 тыс. вакансий, одним из требований в которых к будущим кандидатам указали умение использовать в работе системы автоматизации подбора персонала. За тот же период прошлого года таких вакансий опубликовано около 2000.

Директор по развитию облачной CRM для рекрутинга Talantix Марина Хадина отмечает, что спрос на HR-специалистов, обладающих цифровыми навыками, будет только расти параллельно дальнейшему проникновению HR-tech-решений в бизнес-процессы компаний.

"Все же 2020 г. был поворотным в плане форсированной цифровизации рекрутинга, и это как раз показало наше исследование. В ближайшие годы, возможно, темпы роста уже не будут кратными на уровне 3-4, поскольку планка числа вакансий для HR с наличием цифровых требований в 2021 г. уже достаточно высока, но они все равно останутся впечатляющими", - добавляет Марина Хадина.

Директор по развитию платформы HRlink Дмитрий Махлин отмечает, что в сфере HR очень много рутинных процессов, связанных с подбором, наймом, оформлением кандидатов, адаптацией сотрудников, их увольнением, поэтому автоматизация работы с кадрами началась давно, и переход большинства сотрудников на удаленный или гибридный режим работы из-за пандемии лишь ускорил ее. Он обращает внимание, что сейчас HR-специалистам доступно множество цифровых инструментов: программные роботы помогают им собирать разрозненные данные о сотрудниках, технологии предиктивной аналитики - управлять жизненным циклом сотрудников и принимать взвешенные управленческие решения, КЭДО-платформы - удаленно вести кадровый документооборот.

"Поэтому уже сегодня понимание принципов работы с инструментами HR-автоматизации становится таким же обыденным стандартом для HR-специалистов в ИТ, как, например, знания в предметной области и релевантный опыт работы. Это преимущество и дополнительный плюс к резюме соискателя. В будущем же появится множество новых профессий на стыке HR и ИТ. Вузы, центры подготовки и переобучения специалистов, а также онлайн-школы уже начинают запускать курсы для HR-архитекторов, лидеров HR-трансформации. Спрос на таких специалистов будет лишь увеличиваться", - отметил Дмитрий Махлин.

Советник генерального директора по управлению персоналом Группы Т1 Екатерина Мелентьева отметила, что рост спроса на решения, относящиеся к HR-автоматизации есть, но пока сконцентрирован в основном на решениях для рекрутинга и автоматизации базовых кадровых процессов.

"Общий объем инвестиций в России в HR-Tech направление пока не превышает 3%. Рынок еще не наполнился решениями данного класса, несмотря на то что потенциал, связанный с отсутствием на отечественном рынке крупных западных игроков, велик", - заметила Екатерина Мелентьева.

Директор по развитию бизнеса T1 TalentForce Максим Корниенко говорит, что рынок рекрутмента значительно изменился за последние два года, приводя данные KPMG, по которым в период пандемии треть компаний перевела на "удаленку" более 75% персонала, до старта режима ограничений этот показатель не превышал 8%. Он выделяет еще один важный фактор, отмеченный аналитиками, - свыше 70% отечественных компаний сохранят формат удаленной занятости на постоянной основе.

"На фоне перехода на "удаленку", мы наблюдаем повышенный спрос на инструменты для HR-автоматизации. Намного чаще выбор делается в пользу облачных решений, которые сегодня характеризуются высоким уровнем безопасности, при этом менее затратны и более удобны, так как позволяют работать с любого устройства из любой точки мира. Так что можно сказать, что пандемия не просто выявила тренд – она показала, что наличие CRM для рекрутмента — это гигиеническая база" -заключил Максим Корниенко.

Руководитель HR-департамента компании "Аванпост" Елена Акулова говорит, что в настоящее время компании активно автоматизируют всю рутину, и HR-подразделения - не исключение, так как автоматизация их процессов экономит 30% рабочего времени HR-специалистов (и соответственно, немало денег компании), к тому же структурирует их работу и систематизирует кадровые процессы.

"Однако, на мой взгляд, знание инструментов HR-автоматизации - необязательное требование при приеме на работу в отдел персонала рядовых специалистов, так как овладеть ими можно очень легко. Другое дело - руководитель отдела подбора или HR-директор. Они должны не только уметь работать с такими инструментами, но и иметь достаточный опыт их внедрения и настройки в соответствии с особенностями бизнеса", - полагает Елена Акулова.

Директор по персоналу группы компаний "Нетрика" Ирина Карклинис соглашается, что обладать опытом работы и внедрения инструментов HR-автоматизации должны будут HR-директора и HR-бизнес-партнеры крупных и средних компаний любых отраслей, а соискателям в небольших компаниях знакомство с такими решениями не потребуется.

"Инструменты HR-автоматизации облегчат бизнесу процессы онбординга, проведение опросов и оценки персонала, оформление больничных и командировок, анализ активности сотрудника в течение рабочего дня. Кроме того, значительным подспорьем для различных подразделений станут системы, помогающие с назначением рабочих встреч, распределением задач и контролем их исполнения", - заключила Ирина Карклинис.

Согласно исследованию, в целом потребность в HR-специалистах у российского бизнеса также показывает положительную динамику. Всего за 10 месяцев этого года российские компании разместили 230 тыс. вакансий в сфере HR и управления персоналом, что в 2,7 раза больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2020 г. этот показатель был всего на уровне 105,6 тыс. вакансий.

Наибольшая потребность, по данным аналитиков hh.ru и Talantix, в HR-специалистах с цифровыми навыками наблюдается в ИТ-индустрии (из 31 тыс. вакансий в 19% указано знание HR-автоматизации), ретейле (из 34,8 тыс. вакансий в 18% - обязательное требование работы в CRM-системах для подбора). В сфере перевозок и логистики из 10,7 тыс. вакансий в 11% указали знание ATS-систем для рекрутмента, в финансовом секторе из 12,2 тыс. вакансий в 9% указано знание HR-автоматизации, в сфере услуг для бизнеса - из 23 тыс. вакансий в 9%. В строительной индустрии при опубликованных 15,6 тыс. вакансий в 5,6% из них указано требование работы с HR-сервисами. А среди товаров народного потребления (непищевых) - 6,4% из 14,2 тыс. вакансий.

"Это распределение как раз совпадает с текущим раскладом по использованию ATS/CRM для рекрутинга по сферам бизнеса. В частности, наиболее высокая доля использования Talantix как раз в компаниях из сфер ретейла, логистики и ИТ. Если с ИТ все причины понятны - эта сфера на передовой цифровизации всех бизнес-процессов, включая рекрутинг и HR вообще, то присутствие в топе ретейла и логистики объясняется прежде всего высокими потребностями в массовом найме, удержании сотрудников, развитии кадрового резерва и в целом широкой диверсификацией рекрутинга по профобластям и регионам", - объясняет Марина Хадина, добавляя, что без цифровых решений успешно конкурировать за персонал в современных реалиях просто невозможно, откуда и высокое количество вакансий с требованием цифровых навыков, число которых будет увеличиваться во всех без исключения сферах, в том числе госсекторе, и наблюдается уже сейчас.

"Сегодня высокая конкуренция на рынке труда разворачивается в таких отраслях, как ИТ, ретейл и HoReCa. В ИТ эта ситуация усугубляется фактором удаленки, ведь уже неважно, в каком городе живет твой идеальный кандидат. От квалификации рекрутера в этих отраслях напрямую зависит эффективность бизнеса, следовательно, к специалистам предъявляются и более высокие требования к уровню владения инструментами автоматизации. В производстве и строительстве поиск кадров все еще более традиционный. Но и здесь прогресс не стоит на месте, мы видим на примере наших клиентов, что отраслеобразующие предприятия уже давно выделяют автоматизацию как краеугольный камень в своей HR-стратегии. За лидерами неизменно подтянется и остальной бизнес, их к этому подтолкнет битва за кандидатов", - отмечает директор по развитию HR-направления "VK цифровые технологии" Алексей Дмитриев.

HR-директор ГК "Эдит Про" Жанна Кичко замечает, что системы автоматизации рекрутинга сегодня одинаково распространены как у ИТ-компаний, так и, к примеру, у ретейлеров, ведь HR-специалистам обычно не предъявляется требование знания таких решений, но после устройства необходимо научиться работать с ними: занесение информации в подобные системы позволяет показать, что действия системны. По ее словам, от специалистов при приеме в кадровый отдел знаний инструментов HR-автоматизации не обязательно будут ждать.

"Дело в том, что в обратном случае многие сотрудники будут пробовать в теории изучить решения тех или иных производителей, имея опыт работы с системами других. Смысла в таком изучении практически нет, так как полноценно овладеть инструментами HR-автоматизации можно только на практике", - заключает Жанна Кичко.

Меньше всего, по данным исследователей, спрос на специалистов со знанием HR-автоматизации пока наблюдается в ЖКХ, добывающей отрасли, энергетике, металлургии, в компаниях, занимающихся производством промышленного оборудования и тяжелым машиностроением. Доля открытых вакансий в HR со знанием технологичных сервисов едва достигает 1% при среднем количестве открытых вакансий за 10 месяцев - около 2000 в каждой отрасли.

"На мой взгляд, потребуется не менее 7-10 лет, чтобы сервисы по автоматизации были повсеместно внедрены на федеральном и региональном уровнях. Коммерческие организации любого масштаба и сектора экономики должны быть готовы к автоматизации бизнеса, включая управление персоналом - где сотрудники должны получить компетенции в работе с системами HR-автоматизации, - и планированию своего бюджета с учетом затрат на цифровизацию. Не стоит бояться, что людей заменит бот или машина - управлять всем процессом, внедрять глобальные изменения, общаться с сотрудниками по-прежнему будет живой человек", - отмечает директор по персоналу компании Oberon Элина Кудишина.

По мнению Дмитрия Махлина из HRlink, цифровые навыки станут обязательным требованием для HR-специалистов в срок не позже пяти лет. Он замечает, что интерес к решениям для HR-автоматизации растет быстрее, чем ко многим другим передовым ИТ-продуктам, и, чтобы подтвердить это, достаточно взглянуть на размер инвестиций в HR Tech: по данным фонда HR&ED-tech, за январь-август 2021 г. инвесторы вложили в кадровые продукты $26,12 млн, это в девять раз больше, чем за весь 2020 г. Махлин заключает, что если они готовы вкладывать в продукты этого сегмента, значит, видят увеличивающийся спрос на рынке и большие перспективы.

Эксперт группы "Управление изменениями" практики Technology компании Accenture в России Татьяна Кириллова подчеркивает, что работа в период пандемии заставила перестроиться практически все компании, что в первую очередь отразилось на профессиях, которые позволяют работать на удаленке, яркий пример - ИТ-компании. Она отмечает, что возможность работать из любой точки мира выводит борьбу за привлечение и удержание персонала на новый уровень. По ее словам, кто быстрее сможет найти подходящего сотрудника, ввести его в курс дела и обеспечить доступом к нужной информации, понять его мотивацию и отслеживать настрой, адаптироваться под изменения рынка и перестройку структуры и компетенций - будет в выигрыше. Эксперт Accenture заключает, что без знания современных ИТ-инструментов HR не сможет быстро и эффективно проделать всю эту цепочку.

 

Источник: Comnews

Команда iTrend начала работу с Институтом iSpring

19 апреля 2024

Институт iSpring — частный ИТ-вуз нового поколения. Он был основан в 2021 году в Йошкар-Оле российским предпринимателем и основателем международной ИТ-компании iSpring Юрием Усковым.

 

Вебинар iTrend «Работодатель-as-a-Service: новая реальность привлечения ИТ-специалистов»

19 апреля 2024

23 апреля в 15:00 пройдет открытый вебинар «Работодатель-as-a-Service: Новая реальность привлечения ИТ-специалистов». Организаторы — коммуникационное агентство iTrend, ассоциация РУССОФТ и консалтинговая группа BITOBE.

 

iTrend: освоить маркировку интернет-рекламы можно только на собственном опыте

25 марта 2024

В феврале 2024 года в Москве прошла Конференция «Digital-коммуникации России». Организатор мероприятия – Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Эксперты конференции обсудили острые вопросы рынка digital, в том числе маркировку интернет-рекламы. Об опыте коммуникационного агентства в рамках перехода на работу по новым правилам рассказала Екатерина Саранцева, директор по развитию iTrend.

 

Медиалогия: iTrend – в ТОП-4 коммуникационных агентств по медиаиндексу за январь 2024 года

20 марта 2024

Коммуникационное агентство iTrend вошло в пятерку агентств, получивших наиболее высокий медиаиндекс по данным рейтинга «Медиалогии» за январь 2024 года. Компания заняла четвёртую строчку ранкинга, набрав 433,2 пункта МИ. Медиаактивность участников рынка оценивалась на основе анализа базы российских СМИ, включающей в себя более 88 тыс. источников — ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства и Интернет-СМИ.

 

iTrend: интерес деловых СМИ к ИТ вырос в 6 раз за последние пять лет

20 марта 2024

Эксперты коммуникационного агентства iTrend провели исследование, в рамках которого проанализировали, как менялся медиаландшафт в ИТ-индустрии в последние пять лет. В компании сравнили количество упоминаний крупнейших российских разработчиков и системных интеграторов в деловых СМИ и пришли к выводу, что об ИТ-компаниях стали писать в 6 раз чаще.

 
Все новости iTrend