Большой кадровый исход-2022: легкая паника, новое начало или тяжелый кризис?

Весна-2022 началась в ИТ-отрасли бурно. Мы наблюдаем волну исхода из России зарубежных компаний, а также массовый выезд специалистов за пределы страны. Временное это явление, или постоянное, и есть ли в таких отъездах большой смысл?
Продолжение прошлого
Отъезд ИТ-специалистов начался далеко не вчера. В феврале-марте 2022 года ситуация лишь обострилась, следствием чего стала эскалация многих «спящих» трендов. Обострения на геополитической арене и санкции влияют на экономику с 2014 года (если не с 2008).
Первая волна этих процессов была относительно мягкой и привела к запуску программ импортозамещения и цифровизации, а также вызвала ускоренное развитие российских ИТ-гигантов.
Из-за этого начался резкий рост спроса на ИТ-кадры, что позволило сформировать настоящий конкурентный рынок. У квалифицированных и талантливых соискателей появилась реальная возможность выбирать, где строить свою карьеру — в России или на Западе.
Западные компании на фоне наших всегда отличались высокоразвитой корпоративной культурой и крайне эффективными подходами к ведению идеологической работы с сотрудниками. Они старше, они опытнее, у них сильные бренды, они очень хорошо умеют убеждать в своей исключительности, незаменимости и уникальности.
Так иностранные компании создали иллюзию полной невозможности создания в России конкурентного продукта без иностранного участия или хотя бы надзора.
Эта установка так или иначе перекочевала на ИТ-сообщество в целом. Концентрация критических изменений на международной арене дала бурные ростки в этой почве. В итоге мы наблюдаем «табуны айтишников», по выражению Натальи Касперской, покидающих страну.
Кому выгодно?
Главным бенефициаром ситуации можно считать крупный западный ИТ-бизнес. Для них все происходящее — отличный шанс воспользоваться паническими настроениями и релоцировать наиболее ценные кадры непосредственно в штат головного офиса или филиалов в дальнем зарубежье, либо сыграть на разнице курсов валют немного поднять зарплату в рублях, по факту получив еще более дешевый труд в России или странах СНГ.
На вторую модель активно работает наиболее эмоциональная часть сограждан, которая действует по принципу «все побежали – и я побежал». Одно дело, когда специалисту поступает качественный оффер с полным сопровождением переезда. И совсем другое, когда люди действуют согласно туманному плану «переждать это все в Ереване».
Такие мигранты навешивают на себя дополнительные затраты на переезд, обустройство и решение бытовых трудностей, меняя шило на мыло. Люди становятся еще более уязвимы, по сравнению с пребыванием в России: из-за санкций в отношении банков, транспортных вопросов, тех же колебаний курсов и повального стремления применить нормы «культуры отмены» ко всему, что связано с нашей страной.
Соглашусь с экспертами, предсказывающими возврат значительной части уехавших в пределах одного-двух кварталов. Классическая ошибка «перепутал туризм с эмиграцией» вполне отражает складывающуюся сегодня картину панического принятия решений, но отрезвление неизбежно.
Кроме того, глобальные сдвиги в расстановке на геополитической и экономической карте мира только начинают происходить. Найти зону тотального комфорта с защитой от потрясений в ближайшее время будет весьма проблематично.
Источник: VC.ru
«Стратегия развития Telegram-канала ИТ-компании»: запись онлайн-встречи MCIO и iTrend
25 октября 2023iTrend начал работу с одним из лидеров российского рынка разработки решений на базе нейросетей — компанией «Наносемантика»
20 сентября 2023«Наносемантика» входит в ТОП-10 российских компаний, занимающихся нейросетями, по версии CNews.
Стоп-фразы, или Что никогда нельзя писать в текстах - разбираем на VC
20 сентября 2023Вот лишь поверхностным взглядом слова и фразы-мусор, которые мы стараемся не допускать в текстах.
Маркировка рекламы создаст новую профессию? Комментируем тему для Ъ
13 сентября 2023Рекламщикам понадобились маркировщики: новые правила создали новую специальность
Как мемы и юмор помогают бизнесу. Комментируем для "Делового Петербурга"
29 августа 2023Digital–директор iTrend Ася Шабалина поделилась своим мнением об использовании мемов и юмора в маркетинге.