Банки обживают цифру
Банкиры и эксперты указывают на рост востребованности цифровой ипотеки у клиентов. Но пока что полностью онлайн-сделки больше нужны банку, которые за счет них снижают затраты, что особенно актуально при межрегиональных сделках. Цифровизация ипотеки на вторичном рынке пока отстает из-за большого числа участников сделки, сложностей с регистрацией объектов и выпуска цифровой подписи.
В наступающем году востребованность у банков цифровой ипотеки резко возрастет, считают опрошенные “Ъ” банкиры и эксперты. По меньшей мере это обусловлено тремя факторами: ограниченностью ресурсов банков, ростом процентных ставок на ипотечные кредиты в 2022 году и ростом спроса на межрегиональные сделки, перечисляет старший управляющий директор департамента «Стратегия и консалтинг» по работе с банками компании Accenture в России Ирина Одинаева.
Цифровой ипотекой традиционно считают сделку, которая заключается без единого очного визита в банк. Так, например, документы по ней подписываются электронной подписью, для идентификации или других вопросов к клиенту может подъехать курьер или представитель другой стороны, общение с менеджером банка доступно по видеосвязи. Подобные сделки пока распространены лишь на первичном рынке.
В уходящем году выдача ипотеки бьет рекорды. По итогам 11 месяцев, согласно оценке ВТБ, ипотечных кредитов выдано более чем на 5 трлн руб. При этом в Райффайзенбанке каждый четвертый заемщик готов провести ипотечную сделку онлайн. Отдельные этапы сделки (онлайн-заявки и электронная регистрация сделок) стали для рынка привычными, говорят в ВТБ. Сейчас их доля составляет свыше 60% и 65% от всех сделок соответственно, но в следующем году банк планирует увеличить этот показатель до 90%.
«Без цифровизации клиентского пути ресурсов менеджеров банка не хватит на одобрение, выдачу и последующее сопровождение клиентов»,— считает госпожа Одинаева. К тому же «цифровизация ипотеки позволит сократить операционные затраты на выдачу одного кредита», добавляет она. «Любой стандартизированный, оцифрованный процесс дает минимум 10–15% экономии, иногда экономия может достигать и 20%»,— говорит предправления Абсолют-банка Татьяна Ушкова.
Цифровая ипотека существенно облегчает и межрегиональные сделки, которых происходит все больше, указывают эксперты.
Согласно исследованию Сбербанка, 23% ипотеки по госпрограмме было использовано на покупку жилья в другом регионе. В частности, в восьми регионах почти 100% выдачи ипотеки по госпрограмме их жителям было использовано на переезд в другие регионы. По оценке госпожи Одинаевой, количество запросов россиян на покупку недвижимости за пределами своих регионов в этом году выросло почти в два раза.
В конечном счете цифровая ипотека для банков — это возможность повысить конкурентоспособность. Обычно заемщики подают заявки сразу в несколько банков и заключают договор с тем, который быстрее одобрит ипотеку на подходящих для клиента условиях, отмечает начальник управления ипотечных продаж ПСБ Татьяна Чернышева. А наличие цифрового формата ипотеки позволит «обслуживать больший поток клиентов при меньших временных затратах и, как следствие, меньших финансовых затратах», отмечает она.
Вместе с тем на первичном рынке доля «оцифрованной ипотеки» достигает 80%, вторичный же рынок, где ипотечные сделки более сложные и где больше участников, развивается тяжелее, оценивает госпожа Ушкова.
Сделки на вторичном рынке предполагают, что у квартиры есть история, у каждой стороны есть риэлтор, у которого, в свою очередь, есть свои требования по проверке квартир. «Оцифровать вторичный рынок — это вызов для банковской системы в 2022 году»,— считает Татьяна Ушкова. Ограничивает развитие вторичного рынка то обстоятельство, что нет универсального решения для регистрации объектов недвижимости в Росреестре, а выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи инициируется в разных удостоверяющих центрах, отмечает управляющий директор по кредитным розничным продуктам Райффайзенбанка Андрей Спиваков. В дополнение к этому необходимо законодательно расширить способы удаленной идентификации клиентов, указывают в ВТБ.
Источник: Коммерсант
Коммуникации компаний на Хабре: привлекаем внимание IT-специалистов. Вебинар Хабра и iTrend
10 сентября 202424 сентября в 16:00 Хабр и коммуникационное агентство iTrend проведут открытый вебинар, в рамках которого эксперты поделятся своим опытом ведения блога на самой популярной технологической площадке.
iTrend организует панельную дискуссию «Российские ИТ на глобальном рынке: стратегия выживших» на Международном технологическом Конгрессе-2024
2 сентября 2024Ключевые игроки ИТ-отрасли и представители профессиональных ассоциаций обсудят перспективы российского технологического бизнеса в контексте расширения БРИКС.
iTrend начал работу с DCLogic
21 августа 2024iTrend начал работу с DCLogic. Компания входит в топ-10 самых эффективных ИТ-компаний страны 2023 года, а также в топ-100 крупнейших интеграторов и разработчиков отечественного ПО по версии CNews.
iTrend выступит информационным партнером Международного технологического Конгресса-2024
20 августа 2024Мероприятие пройдет с 17 по 19 сентября 2024 года в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область).
iTrend проведет дискуссию о маркетинге и PR в ИТ на ИТ-форуме РУССОФТ
15 августа 20248-10 сентября 2024 года в Санкт-Петербурге состоится ИТ-форум РУССОФТ-2024, приуроченный к 25-летнему юбилею Ассоциации.