22 марта 2019

XR: новое слово о расширенной реальности

Язык отражает развитие окружающей нас реальности: как только она претерпевает значимые качественные изменения, пространство слов и смыслов реагирует на это появлением новых терминов, аббревиатур и даже изменением грамматики. В XXI веке такие трансформации часто становятся следствием развития цифровых технологий. В начале 2019 года глобальное ИТ-сообщество провозгласило начало официального использования термина XR – Extended Reality, или «расширенная реальность».

Welcome to XR

Под XR следует понимать всю полноту технологий и решений, объединяемых ранее устоявшимися определениями виртуальной реальности (Virtual Reality, VR) и дополненной реальности (Augmented Reality, AR). Таким образом подчеркивается способность этих технологий расширять границы физического пространственно-временного континуума за счет возможностей цифровых инструментов работы с человеческим восприятием. Пока телепортацию не изобрели, именно XR играют роль средства переноса человека за пределы места его фактического расположения в искусственно созданные миры. Иммерсивные решения (от англ. to immerse – погружаться) на базе VR/AR и нескольких вспомогательных технологий сегодня являются одним из наиболее перспективных направлений XR в практике множества отраслей.

Приметы нового времени

Грань между физическим и цифровым миром, таким образом, становится сегодня все тоньше – мы на пороге новой эпохи, в которой произойдет создание нового вида реальности, где предстоит жить, играть, учиться и работать нынешнему и всем будущим поколениям. На данный момент можно отметить топ-6 индустрий, активно использующих XR уже сегодня: развлечения (в основном игры), медицина, реклама, торговля, образование и производство. В 2018 году сектор VR/AR оценивался в $15-20 млрд (продажа оборудования, ПО и сервисов), тогда как к 2020 году от развития того, что теперь будет называться XR-направлением, мы можем ожидать рост до $140-150 млрд. Если посмотреть на структуру рынка, сейчас порядка 45% приходится на сегмент развлечений. По прогнозу аналитиков Accenture, через несколько лет он будет занимать лишь 20% за счет перераспределения в пользу других отраслей.

XR-решения будут логично развиваться в сторону повышения погруженности пользователей в виртуальное пространство и увеличения времени, которое человек может проводить в нем. Помимо этого, ожидается дальнейшее развитие и промышленное тиражирование устройств, распознающих жесты и микромоторику, а также девайсов, считывающих и генерирующих запахи. Вторым важным направлением развития станет значительное упрощение инструментов для XR-разработки, как это произошло, например, с прототипированием и написанием приложений для мобильных устройств. Еще один тренд – рост интеграции XR-технологий и глубокого машинного обучения, например для сферы потребительских покупок. Одна часть такой экосистемы будет подбирать то, что заинтересует конкретного конечного потребителя, а вторая – виртуально погружать в будущий клиентский опыт использования выбранного продукта или сервиса.

Драйверы XR-роста

В эпоху Четвертой индустриальной революции происходит резкое изменение в требованиях к квалификации будущей рабочей силы. По оценкам исследования Всемирного экономического форума, к 2020 году почти 35% навыков, необходимых в работе, изменятся; компании чувствуют растущую необходимость сосредоточиться на продвинутом корпоративном обучении. По данным Statista, в 2017 году корпорации потратили $362,2 млрд на корпоративные учебные инициативы по всему миру. Тем не менее эти сессии в основном проводятся в традиционных форматах, таких как офлайн-семинары или классическое линейное онлайн-обучение. Между тем пассивное обучение и запоминание – стремительно устаревающая модель. Современный рынок образования и труда требует более активного и непрерывного подхода к обучению, в рамках которого сотрудники учатся на основе практического опыта. Так, определенным компаниям важно создать реалистичную версию экстремальных сценариев для тестирования протоколов безопасности и соответствия, например: что делать, если пожар происходит на рабочем месте или как работать в опасной зоне.

Обучение через проживание уже давно считается наиболее эффективным способом обучения: исследования показали, что обучение на основе переживаемого опыта повышает качество обучения и улучшает усвоение знаний до 75%. Так, главным преимуществом AR в этом отношении можно назвать возможность обучения в нужный момент времени в нужном месте, а также взаимодействие с коллегами во время обучения в реальных производственных условиях. Это позволяет дополнить классическую учебную программу и ее материалы для лучшего усвоения и повышения вовлеченности в процесс обучения. Что касается VR, здесь можно назвать воссоздание безопасной среды для обучения, например при работе с опасными веществами или в условиях рискового производства. Виртуальная реальность также позволяет моделировать различные ситуации с полным погружением сотрудника и повторение нужных сценариев до полного усвоения материала.

Перспективы языком цифр

Недавно Accenture провел исследование, обучив одну группу людей, используя классические инструменты (например, видеоролики), тогда как вторая группа обучалась с иcпользованием VR-решений. Участники группы VR продемонстрировали в среднем на 12% более высокую точность и на 17% более быстрое время выполнения тестовой задачи, чем участники «классической» группы. Анализ опроса после упражнений также показал более высокую восприимчивость к обучению в формате VR.

Результаты исследования Accenture Technology Vision 2018 показывают, что 36% руководителей в качестве драйвера использования XR-технологий при обучении выделяют устранение дистанционных барьеров между людьми (и, как следствие, информацией). Благодаря иммерсивному опыту компании могут использовать знания тысяч специалистов из любой точки мира для обогащения базы обучения в любой локации, где возникает соответствующая потребность. Организации, которые применяют иммерсивное обучение на базе XR-решений, могут сократить расходы на поездки сотрудников и транспортировку оборудования в места обучения и сократить необходимые коммерческие площади. Еще одно направление экономии: ошибки в процессе обучения в виртуальной среде не стоят бюджету компании практически ничего, тогда как в условиях реальной жизни цена обучения группы сотрудников в некоторых отраслях достигает астрономических показателей при сопоставимом качестве итогового результата.

XR в самой своей идеологии несет функционал геймификации, что еще больше повышает потенциал усвояемости и удержанию полученных знаний. Иммерсивное обучение также трансформируют поведенческие навыки пользователей и помогает собирать ценную статистику процесса обучения: отслеживание динамики глаз, тепловые карты и отслеживание жестов обучающихся. Эта информация далее может анализироваться и сопоставляться с результатами тестов с помощью автоматизированных отчетов, которые помогают лучше понимать запросы сотрудников и результаты обучения.

Qui prodest?

Сегодня лидерами по адаптации всех XR-решений в обучении можно назвать ресурсные компании (добыча, переработка и транспортировка), производителей индустриального оборудования, медицину и торговлю. Так, нефтяные компании используют VR и AR для подготовки специалистов к будущей деятельности на базе сценариев реальной жизни. Это выводит практику «выученных уроков» на новый уровень. В автомобильной промышленности VR используется для обучения инженеров и минимизации стоимости «обучения на собственных ошибках». За счет моделирования сотрудники оценивают функциональность, ограничения и юзабилити тех или иных решений еще до их промышленных реализаций.

Несколько недавних индустриальных XR-кейсов, разработанных Accenture, довольно точно описывают ситуацию текущего спроса на технологии:

  • Энергетика: создано VR-решение, позволяющее сотрудникам атомной электростанции видеть и отчасти испытывать то, что происходит во время расплава реактора на атомной станции. Цель – получить навыки реагирования на чрезвычайную ситуацию с меньшей паникой и большим контролем над ситуацией.
  • Нефтегазовая промышленность: VR-решение для обучения операторов буровой в нефтегазовой отрасли. Ситуативное обучение на реальных кейсах компаний.
  • Ритейл: крупнейшая сеть ритейла в мире Walmart использует VR-решение для подготовки менеджеров магазинов к «черной пятнице», самому большому дню покупок в Америке. Walmart планирует внедрить технологию в 200 учебных центрах.
  • Медицина: VR-решение для обучения хирургов, которое помогает снизить ошибки при реальных операциях на 40%.

XR – на поток!

У Accenture как глобальной компании сегодня насчитывается порядка 15 студий разработки XR-решений. Принцип работы выстроен так, что индустриальные наработки, скажем, студий Латвии или США могут быть легко адаптированы под требования клиента в России. Среди перспективных проектов в работе сегодня можно назвать проект для авиапромышленности: AR-приложение в целях обслуживания самолетов (заказчик – крупный европейский авиапроизводитель). Еще одно приложение для очков дополненной реальности будет использоваться в работе производственной линии, которая монтирует кресла под нужды перевозчиков. Решение позволяет свести к нулю количество ошибок и ускорить производственные процессы в несколько раз.

Рассматривая типичную архитектуру XR-решения, отметим, что итоговое исполнение значительно варьируется в зависимости от отрасли и поставленной задачи и может в некоторых случаях включать в себя технологию «цифровой двойник», когда пользователь – помимо расширенной реальности – получает в свое распоряжения инструменты контроля и управления объектами без физического присутствия на них. Для задач, требующих определения точной локации объектов и пользователя, также может применяться технология Bluetooth low energy beacons, особенно эффективная для in-door навигации. Иммерсивный опыт с полным погружением в XR-среду оптимально обеспечивают решения Unity и Vuforia.

5 шагов к успеху

В том, что касается процесса взаимодействия разработчика XR-решения с клиентом в рамках работы над проектом, можно выделить 5 аспектов, играющих, по нашему мнению, главную роль в итоговом успехе начинаний в этой области.

  1. Заказчикам важно выбрать правильные области для внедрения XR-решений. Например, некоторые задачи более успешно решаются с помощью решений иммерсивного характера, другие требуют встраивания цифровых компонентов в привычное окружение (AR) и интерактивной практики. Важно также провести предварительный анализ экономической ценности/рентабельности всех возможных вариантов и определить минимально необходимый жизнеспособный продукт.
  2. Правильный UX (пользовательский опыт): простой интерфейс, высокий уровень реалистичности и точности, многопользовательские модели, привнесение тактильной составляющей.
  3. Контроль и анализ: с помощью аналитики и автоматизированных отчетов по внедрению и эксплуатации XR-решения компании могут оценивать общую эффективность проекта и решать возникающие проблемы его развития. Действия сотрудников, а также эмоциональные и поведенческие реакции на различные ситуации могут быть считаны и измерены путем интеграции XR с другими технологиями для отслеживания движения глаз, отслеживания жестов и распознавания голоса.
  4. Выбор правильной технологии: важно понимать, какой тип XR-среды является наиболее подходящим для использования, сделать правильный выбор устройств и контроллеров, учесть требования интеграции и управляемости платформы.
  5. Правильно управляйте: инициативы по развитию XR-проекта будут более успешными при наличии сильного управляющего комитета, на который возложены ключевые обязанности (четкие метрики, правильное управление технологическим стэком, контроль правильного сбора бизнес-данных, измерение эффективности проекта, влияние на бизнес-показатели).

Сегодня бизнес-лидеры как никто заинтересованы в доработке наиболее «узких мест» в современных корпоративных процессах – подготовка персонала, поддержание высокой продуктивности в ежедневном режиме и создание новых видов потребительского опыта. То есть мы говорим о всех областях, где XR-технологии имеют самые очевидные перспективы применения и развития.

Антон Кучма, руководитель практики новых технологий Accenture Russia

Источник: деловой журнал Инвест-Форсайт

В Петербурге назвали самых востребованных голосовых помощников

18 апреля 2024

Городские голосовые помощники с искусственным интеллектом в 2023 году чаще всего обрабатывали звонки петербуржцев при обращениях в службу «122» и Городской центр жилищных субсидий, а также консультировали жителей об услугах МФЦ.

 

БФТ-Холдинг завершил перевод централизованной системы бухгалтерского учета Ленинградской области на ЭДО

18 апреля 2024

Расширена область применения электронного документооборота в рамках реализации положений приказа Минфина России № 61н и модернизированы процессы обмена информацией между компонентами системы за счет создания системы централизованного хранения электронных документов, их файлов вложений и электронных подписей.

 

Adtech-холдинг Hybrid инвестирует в travel adtech компанию Trackadero

18 апреля 2024

Компания Hybrid, специализирующаяся на высокотехнологичных разработках в области интернет-рекламы, объявила о своих инвестициях в travel adtech компанию Trackadero.

 

Axenix открыла офис в Санкт-Петербурге

18 апреля 2024

Компания Axenix объявляет об открытии офиса в Санкт-Петербурге. Это пятая локация в расширяющейся региональной сети компании: офисы Axenix уже работают в Москве, Твери, Ростове-на-Дону и Краснодаре.

 

ATI.SU: Проблемы с трансграничными платежами тормозят рынок международных перевозок

18 апреля 2024

В первом квартале 2024 года, по данным международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU», количество заявок на доставку грузов по России выросло на 23% в годовом выражении. Похожая динамика и в международных перевозках: экспорт увеличился на 36%, а импорт — на 15%.