10 июля 2020

Как изменится потребление IT-сервисов после пандемии?

До начала коронавирусной пандемии бизнес жил по хорошо знакомым правилам, с определенным образом выстроенными процессами. Например, инструментам удаленной работы бизнес практически не уделял внимания: есть и ладно. Многие компании вообще использовали лишь самые примитивные бесплатные программы: осознано подходили к выбору коллаборационной среды лишь ИТ-компании и провайдеры сервисов.

Подходы к ИТ-инфраструктуре во многих компаниях были консервативными и основывались на приоритете информационной безопасности. Многие ИТ-директора считали, что все данные должны храниться у себя, за стенкой серверной, внутри периметра: так просто надежнее. По этой же причине на облака смотрели с опаской.

Другим был и бизнес: каждый проект начинался с длительных обсуждений и оценки затрат, а без обсуждения "лицом к лицу" многие процессы просто не двигались с мертвой точки.

Пандемия перевернула все. Уже сейчас большинство аналитиков сходится во мнении, что люди будут работать в гибридном формате: часть времени из офисов, часть из дома. То, что вчера считалось безопасностью, оказалось хрупкостью: если компания не может работать удаленно извне периметра, то она не может работать вообще.

Потребление ИТ-сервисов меняется, и, вероятно, именно этот процесс задаст все тенденции в развитии технологий как у нас в стране, так во всем мире. Вот что происходит уже сейчас.

Бизнес меняется, чтобы выжить

То, что происходит сейчас в технологиях – скорее, не кризис, а переформатирование. С одной стороны, бизнес вынужден по понятным причинам максимально сокращать затраты. Компании отказались от всего, что не было критически важным для ежедневной работы. Планы и стратегии развития полетели в мусорку, уже запланированные активности по цифровизации свернуты, -приостановились или вообще остановлены порядка 90% новых проектов. Но причина остановки проектов не только в том, что нет денег. Бизнес понимает, что завтра у него будут другие процессы, и технологии должны будут решать другие бизнес-задачи.

Аналитики Gartner из-за коронавируса прогнозируют в 2020 году значительное сокращение глобальных расходов на ИТ — речь идет о падении до 3,4 трлн долларов (на 8% меньше, чем в 2019 году). Некоторые компании пошли другим путем: перенаправили потоки инвестиций в пользу тех решений, которые помогают экономить прямо сейчас.

Сокращая расходы, бизнес начал активно смотреть на те инструменты, которые уже есть внутри. К примеру, компании потребовалась система управления проектами и задачами. Есть вариант купить это ПО, либо временно использовать Microsoft Teams, в котором есть общий чат, хранилище файлов и планировщик для задач, а в дальнейшем туда можно интегрировать и данные из Microsoft Project или Atlassian Jira.

Увы, бизнес начал снижать и затраты на сотрудников. Данные "Центра стратегических разработок" говорят о том, что почти каждая третья опрошенная компания (29%) оптимизировала фонд оплаты труда и перевела сотрудников на удаленную работу с сокращением зарплаты, либо же сократила штат и зарплаты, или перевела часть сотрудников на контрактную оплату. Исследование ЦСР показало: в среднем в 2020 году бизнес ждет снижения выручки на 22%, прибыли — на 19%, а численности сотрудников — на 16%. Это также отразится в цифрах спроса на сервисы: с одной стороны, снижение штатной численности означает кратное снижение и выручки ИТ-сервисов. С другой, повысится спрос на программных роботов и ботов: функции сокращенного персонала кто-то должен выполнять. Цифры этого роста еще предстоит оценить, но в целом это ускорит применение многих технологий, которые были уже ранее, но внедрялись с опаской или требовали больше времени. Вместе с этим вырастет и потребление нового формата управляемых сервисов — так проще и быстрее.

Следующее наблюдение: бизнес стал интенсивнее и эффективнее использовать инструменты удаленной работы. "Системный софт" провел анализ изменения спроса на различные виды ПО в марте 2020 года и сравнил его с показателями 2019 года. Мы выяснили, что наиболее высокие темпы роста показали решения для коммуникаций, удаленного доступа и обслуживания компьютеров — продажи увеличились на 121% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

На втором месте оказались инструменты для разработчиков программных продуктов — продажи этих решений повысились на 36%, по отдельным производителям прирост составляли более 50%. Также существенный рост (на уровне 34%) продемонстрировали решения для виртуализации и продукты для резервного копирования и восстановления данных.

О такой тенденции говорит и исследование Garnter. Аналитики отметили, что единственным сектором в глобальном ИТ, который покажет рост станет сектор публичных облачных сервисов (на 19%). А для сегмента облачной видеоконференцсвязи и облачной телефонии Gartner прогнозируют годовой прирост на 24,3% и 8,9%. В пандемию возросла нагрузка на ИТ-системы во всем мире, с одной стороны. С другой стороны, возникли разрывы в цепях поставок оборудования. Из-за этого оно крепко подорожало. Поэтому облачные сервисы стали более привлекательными.

Изменились и внешние инвестиции в новые продукты. Сегодня инвесторов стали активно интересовать стартапы в областях life science, дистанционного обучения и работы. И дело не только в том, что на эти продукты станет больше спроса. Именно в этих трех областях будет больше всего изменений, и требуется больше всего новых разработок. Ведь рабочие и учебные процессы нельзя массово механически перенести из офлайна в онлайн: здесь другая коммуникация, люди иначе мотивируются, возникают совсем другие проблемы. Для бизнеса это все еще terra incognita, а для разработчиков – настоящее поле для экспериментов и разработки.

Все только начинается

Безусловно, изменения, которые мы видим сейчас — это лишь начало тектонических сдвигов в IT. После того, как бизнес выйдет из режима мобилизации ресурсов и начнет выстраивать новый баланс в рабочих процессах, начнется самое интересное.

Во-первых, будет пересмотрена идеология рабочих мест. Теперь, когда компании по всему миру увидели, что удаленная работа не снижает эффективности и производительности сотрудников, такой формат занятости станет одним из стандартов работы. Зарубежные компании уже прошли через это: многие вендоры имеют, например, так называемые shared desk. А вот отечественным бизнесам, даже самым большим и инновационным, еще предстоит пройти через это. Основными "комплектующими" рабочих мест станут ноутбуки или тонкие клиенты. Тонкие клиенты хороши сразу по нескольким причинам: это небольшая коробочка, которая работает дольше чем ПК или ноутбук, а вся информация хранится на сервере, и сотрудник не привязан к рабочему месту.

Во-вторых, возникнут новые требования к гибкости использования как аппаратного, так и программного обеспечения: максимум программного обеспечения будет приобретаться в виде сервисов. Конечно, минимальный объем программного обеспечения компании будут иметь, но все остальное будет отдаваться провайдерам. "Внутри" останутся данные CRM (так как это персональные данные) и критически важная для бизнеса информация, содержащая коммерческую тайну. Остальное будет передаваться провайдеру: маленькие компании уже сегодня "отдают" и почту, и бухгалтерию, и управление ресурсами.

В-третьих, виртуализации и автоматизации станет больше. Бизнес будет стремиться виртуализировать все, что поддается виртуализации. Появятся виртуальные рабочие группы, когда для решения конкретной задачи на определенное время формируется кросс-функциональная команда из специалистов – этот процесс похож на технологии виртуализации для серверов, СХД и сетевого оборудования.

Угроза распространения вируса в пределах типичного офиса подтолкнет и автоматизацию различных задач, поэтому можно говорить о том, что бизнес будет пытаться максимально заменить живых людей на искусственный интеллект там, где это возможно. В первую очередь автоматизируя логистику, бухгалтерию для СМБ, документооборот.

Очевидно, изменятся и требования к созданию информационных систем и сервисов для государства. Пандемия показала, что многие из систем не могут выдержать пиковой нагрузки – многие родители поймут, о чем я. Это значит, что во многих системах регионального и федерального уровней придется пересмотреть обеспеченность аппаратными мощностями, отказоустойчивость и функциональность ранее разработанных платформ и решений. Это может стать катализатором импортозамещения – особенно, если разработанные (довольно жесткие) требования к оснащению "железа" российскими компонентами действительно будут контролироваться государством.

Пока ситуация складывается так, что у непроизводственного сектора гораздо больше возможностей для восстановления, чем у более традиционного (и, увы, исторически менее гибкого) производства. Возможно, новая технологическая реальность станет фундаментом для формирования нового видения российской промышленности – по крайней мере, в это хочется верить.

 

Дмитрий Новиков, ди­рек­тор по раз­ви­тию биз­не­са ком­па­нии "Сис­темный софт"
Источник: Comnews

Концерн «Радиоэлектронные технологии» и SIMETRA разработают план развития сети ЭЗС в России

28 марта 2024

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Госкорпорацию Ростех) и группа компаний SIMETRA разработают план развития федеральной сети электрозаправочных станций (ЭЗС) с учетом потребностей владельцев электротранспорта. Пилотный проект планируется реализовать в Ростове-на-Дону.

 

Innostage провела киберучения для сотрудников «Объединенной судостроительной корпорации»

28 марта 2024

Специалисты Innostage обучили команду «Объединенной судостроительной корпорации» выявлять и предотвращать реальные атаки. Обучение проводилось на базе киберполигона Innostage.

 

Российская компания ЭНКОСТ выходит на рынок Казахстана

27 марта 2024

Разработчик системы мониторинга загрузки промышленного оборудования ЭНКОСТ выходит на рынок Казахстана. Заказчикам из региона станет доступен флагманский продукт компании «ЭНКОСТ Мониторинг», который позволяет оптимизировать загрузку текущего парка оборудования и предотвращать сбои в его работе.

 

Innostage поможет Министерству цифрового развития и связи Амурской области повысить информационную безопасность региона

27 марта 2024

Компания Innostage заключила соглашение о сотрудничестве с Министерством цифрового развития и связи Амурской области. Документ был подписан 27 марта на конференции «Цифровая прокачка. Цифровое образование».

 

Система управления доступом RooX UIDM совместима с ОС Astra Linux

27 марта 2024

Завершены испытания совместимости системы управления доступом RooX UIDM с ОС Astra Linux 1.7. Корректную работу программного стека подтверждает сертификат, выданный «Группой Астра».