26 декабря 2018

Гробы на колёсах? Как беспилотные авто изменят Россию

Беспилотники готовы рвануть на дороги. Переход на автономный режим избавит от пробок, сэкономит миллиарды долларов и сохранит миллионы жизней. А ещё лишит работы, спровоцирует киберпреступность и отдаст нас на растерзание искусственному интеллекту. Нравятся перспективы?

В январе этого года Toyota показала своё видение беспилотника. Это не просто транспорт, а целый трансформер на колёсах: можно использовать как мини-офис, магазин, ресторан, передвижной мотель или сервис доставки. Британские профессора пошли дальше: предположили, что авто без водителей станут удобными для террористов, наркодилеров и эскортниц. Мол, в либеральных странах появятся целые кварталы из самоуправляемых мобилей, где будет жить разного рода криминальный люд.

Предсказания «Тойоты» и англичан кардинально разные, но в одном они сходятся — беспилотники изменят мир. Что для этого должно случиться — в нашем материале.

Сам себе водитель

Хотите вы этого или нет, а делить полосу на равных с самоуправляемым транспортом придётся. Совсем скоро. Tesla грозится к 2019-му отправить в путь модель максимального уровня автоматизации — которая всё делает сама. Концепт-карами, опытными образцами и прочими крутыми наработками прилично обросли FordVolkswagenGoogleAppleToyota и другие игроки рынка.

У нас дело тоже движется. Ещё в прошлом году начали тестировать смартбус «MatrЁshka», в 2019-м испытают автономный КамАЗ, в 2022 году примутся собирать беспилотный электробус «Ш.А.Т.Л». Меж тем самоуправляемое такси «Яндекса» уже с августа развозит жителей Иннополиса в Татарстане, накатывая до 20 рейсов в день.

А в апреле правительство РФ утвердило стратегию развития отечественного автопрома. По прикидкам экспертов, к 2025 году самостоятельные «тачки» освоятдороги общего пользования. И в это легко поверить, ведь уже с 1 декабря беспилотники рассекают по Москве. Для транспорта будущего даже придумали специальный знак с литерой «А» и полигон для проверок на стойкость к суровым зимам.

Однако многое ещё предстоит обмозговать, ведь с массовым запуском самоуправляемых машин грядут большие перемены. И не все они к лучшему.

Нам не вывезти

Водитель — главная профессия в РФ за последние 15 лет. По данным НИУ «Высшая школа экономики», около 7% россиян зарабатывают на жизнь перевозкой грузов или людей. Дальнобойщики, таксисты, водители автобусов и трамваев. Как бы крепко за баранку они ни держались, мест в автономном будущем для всех попросту не останется — зачем нужен живой рулевой, когда есть роботы?

Впрочем, соломку уже стелют. В прошлом году отечественная транспортная компания Traft предложила основать первый в мире профсоюз для операторов беспилотных грузовиков. Медлить нельзя, считают авторы инициативы: в беседе с RTв Traft отметили, что прогресс может привести к масштабным протестам и забастовкам.

Трудоустроить водителей постараются не только профсоюзы, но и сами предприятия, придумав со временем новые вакансии. Подсобят в вопросе мастер-классы и курсы. Как именно? Об этом 4PDA рассказала Елена Воронина, преподаватель мастерской «Оператор беспилотного наземного транспорта» из Центра развития карьеры «Техноград»:

«В рамках программы «Урок в Технограде» к нам приходят ребята из колледжей смежных направлений и специальностей, которые тем или иным образом связаны с транспортом. К примеру, это колледж РЖД, автомеханики, учащиеся автомобильных колледжей. Ученики осваивают новые знания в группах по 10 человек, а всего мы уже обучили более 150 слушателей.»

Елена Воронина, преподаватель мастерской «Оператор беспилотного наземного транспорта», Центр развития карьеры «Техноград»

Хватит ли новых рабочих мест каждому переобученному водителю — другой вопрос. Между тем безработица — далеко не единственная «побочка» при переходе на автономный режим.

Скоро мы можем столкнуться с мощной волной киберпреступлений.

Не скрытая угроза

Хакер — чуть ли не главная угроза самодостаточных мобилей. Злоумышленникам под силу укротить беспилотного зверя, воспользовавшись небольшой уязвимостью с помощью GPS-спуфинга. Или посредством V2X (Vehicle to Everything) — системы обмена данными между машиной и другими объектами инфраструктуры. В 2016 году сотрудники Tencent Keen Security с расстояния 20 км завладели разумом Tesla Model S с функцией прошивки по воздуху. Умельцы на ходу открывали багажник лифтбэка, жали на тормоз, складывали зеркала и баловались блокировкой дверей. Через год специалисты взломали уже Tesla Model X.

Стараниями хакеров ваша жизнь может оказаться в руках преступников. И это не просто догадки. Специально для 4PDA рассказывает Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт»:

«Очевидно, к чему это может привести: аварии, возможно, даже со смертельным исходом, нападения на другие машины, запрограммированные наезды на людей. Удешевление технологий и прогнозируемый переход беспилотников в масс-маркет будет этим рискам только способствовать. Одно дело, когда по миру ездит тысяча автомобилей, которые можно взять под контроль. И совсем другое, когда их станет миллионы. Поэтому, безусловно, производителям электроники надо усилить контроль над качеством кода программного обеспечения — беспилотники должно быть крайне сложно взломать.»

Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт»

Пока с этим сложности. Сотрудники Университета Вашингтона обдурили транспорт с помощью наклеек. Из-за них ИИ-зрение вдруг стало читать дорожные знаки по-другому — слегка изменённый «СТОП» система принимала за указатели ограничения скорости и поворота вправо. Рецепт взлома от британского художника Джеймса Бридла выглядит ещё большей издёвкой.

Мужчина заманил транспорт в ловушку, используя поваренную соль. Авто не заметило разницу между рассыпаными полосами и дорожной разметкой.

По секрету всему свету

Проникнуться доверием к беспилотникам пока сложно, и это ещё не считая вопроса приватности. Машины доверху нашпигованы разными приборами мониторинга, улучшающими безопасность пассажиров. Но вместе с полезными данными автомобиль усердно «шпионит» и за людьми в салоне: чем занимаются, с кем говорят и что именно. Как будто мало нам следящих фитнес-трекеров!

Сейчас правительство Китая помаленьку приглядывает за водителями электрокаров — разумеется, исключительно в интересах безопасности граждан. Да только спокойнее от этого не становится: нарытая информация всегда может попасть не в те руки. И будет потом ваше автономное такси возить вас не кратчайшим путём, а тем, где владельцы местных бизнесов оказались наиболее щедрыми.

О том, как в будущем решат вопрос приватности, рассказал Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт». Согласно его мнению, появятся специальные соглашения, как сейчас в разного рода софте.

«Конечно, вопрос приватности нужно решать, и один из вариантов — получение персонального согласия пассажира. Такой сценарий, например, используют в программном обеспечении: при установке ПО нам приходит уведомление, которое предлагает согласиться с отправкой определённой информации вендору для улучшения качества программы. Возможно, такой подход работал бы и в беспилотниках. Хочешь, чтобы тебя записали? Нажми на галочку. Хочешь полной приватности? Откажись. С развитием самоуправляемого транспорта потребуется проработка и других аспектов законодательства, которое будет регулировать все эти вопросы в правовом поле.»

Яков Гродзенский, руководитель направления информационной безопасности компании «Системный софт»

Закон и порядок

Вопрос личной защиты информации — самое простое, над чем придётся корпеть юристам. Больше опасений вызывают нюансы собственности и ответственности за ДТП. В апреле Дмитрий Медведев одобрил обновлённую «дорожную карту» от НТИ «Автонет». Это план мероприятий по развитию и продвижению технологий, продуктов и услуг на новых рынках до 2035 года. Помогать реализовывать их вызвались «Яндекс», «АВТОВАЗ», «Автодор», «Мегафон» и другие крупные фирмы.

Впереди много работы, только нет главного — законодательной базы о беспилотниках. Чего уж там, сегодня даже не все нужные определения сформулированы: пока не выяснили, что такое «автоматизированная система вождения» и кого вообще считать собственником транспорта. А отсюда, как подчеркнул сам Медведев, вытекают юридические последствия.

Пока что при встрече с беспилотником НТИ «Автонет» предлагает пользоваться списком из 10 рекомендаций, которые сама же и составила. Если коротко: пешеходам и водителям рекомендуют соблюдать правила дорожного движения и не мешать транспорту со знаком «А». Но достаточно ли этого, чтобы сохранить безопасную обстановку?

Во время тестовой обкатки по Москве и Татарстану внутри авто сидят опытные пилоты-инструкторы. Их присутствие должно снизить вероятность ДТП, но гарантий нет. Мартовский инцидент с участием Uber тому доказательство: автономный внедорожник Volvo насмерть сбил велосипедистку.

Если наши автомобили всё-таки станут участниками аварии, кто в этом случае будет нести ответственность и возмещать ущерб: оператор, производитель конкретной модели или разработчик софта? Большая загадка.

Полноценных правовых норм пока нет нигде, однако над этим работают. Зелёный свет испытаниям беспилотников дали в США и в Китае. К эре автоматизированного транспорта готовятся Австралия, Швейцария, Нидерланды, Германия, Франция и Канада. Но вот какое дело: даже с поправками и новыми законопроектами всё равно остаётся масса нюансов, которые мешают машинам будущего оказаться на шоссе прямо сейчас. Тем более в России.

Вторая из бед

С русской зимой и её дорогами справится не каждый опытный водитель. Что уж говорить о роботах? Однако кремниевые мозги усиленно учат. Тестирование в суровых условиях доверили 27 компаниям, которые будут «истязать» авто на специальном зимнем треке. «Яндекс» ещё в феврале отчитался об успешном испытании прототипа, как раз после обильных осадков в Москве. В блоге отметили, что из-за снега и льда системам сложнее выявить очертания дороги, считать разметку и знаки. Но машина с заданием справилась: пешеходов пропустила, на светофоре останавливалась и даже смогла развернуться в узком «кармане».

Тему с непролазными маршрутами тоже прорабатывают. Массачусетский технологический институт, к примеру, представил систему навигации MapLite. Технология использует GPS и LIDAR, которые выстраивают промежуточные точки всего пути до конечного пункта. Таким образом ИИ нетрудно перемещаться по незнакомым дорогам пригорода без 3D-карт и намёков на разметку.

Чтобы понять, как приход беспилотников повлияет на город, мы обратились за комментарием к Андрею Мухортикову, заместителю начальника «Центра организации дорожного движения» (ЦОДД). Специалист нам рассказал, что машины без водителей повлекут за собой масштабные перемены в цифровых системах. В частности, станет меньше пробок.

«Очевидно, потребуется повышенный контроль нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков. Также возникает вопрос: что по заправке беспилотных такси в течение дня? Однако он решается соглашениями таксомоторных компаний с сетевыми АЗС и договорённостью о заправке таких авто операторами АЗС.

В экспертном сообществе обсуждается развитие систем V2X, позволяющих автомобилям общаться с элементами инфраструктуры и между собой. А ещё принимать решения об оптимальном маршруте, интервале и скорости с учётом этой информации. Но по-настоящему серьёзный эффект эти системы принесут лишь в отдалённой перспективе, когда весь транспорт будет беспилотным. А благодаря такому интеллекту станет меньше заторов — ведь автономный транспорт ведёт себя предсказуемо.»

Андрей Мухортиков, замначальника ситуационного центра ЦОДД Правительства Москвы

Что ещё мешает выкатить беспилотники прямо сейчас? Причин хватает. Нет современных навигационно-телематических чипсетов и модулей, нужна единая база данных и платёжной системы, не хватает квалифицированных кадров. В общем, фронт работ приличный. И затратный: только в этом году на поддержку проекта «дорожной карты» выделили почти 13 миллиардов рублей. Но это вопрос времени. Всего лишь нескольких лет, как считает наше правительство.

Самоуправляемые ласточки скоро выпорхнут на перекрёстки, шоссе и трассы. А потом лишат работы и остатков приватности миллионы людей. Зато можно будет листать мемасы, пока авто везёт вас по трассе Москва — Саратов.

Наталья Рафальская

Источник: 4pda.ru

Карьера в ИТ: обучение в вузах vs самообразование?

26 июня 2019

Престижный диплом – залог построения хорошей ИТ-карьеры? Или для того, чтобы добиться успеха в ИТ, не нужно тратить 5 и более лет на фундаментальное техническое образование? Попробуем разобраться вместе с работодателями.

 

12 советов по ускорению карьерного роста программиста

26 июня 2019

Как построить карьеру, увеличить квалификацию: советы от тимлидов разработки

 

Мания исследования: почему цифровая трансформация начинается с порядка в ваших данных?

26 июня 2019

Инсайты, извлеченные из данных компании, могут стать для нее настоящим "моментом истины", который откроет реальное положение дел в бизнесе и продемонстрирует, где в компании нужна оптимизация и какие ресурсы лучше всего перераспределить. О том, как заставить ваши данные работать, рассказывает Роман Баранов, директор по развитию бизнеса компании Navicon.

 

Блокчейн в бизнесе

26 июня 2019

Ажиотаж вокруг технологии блокчейн схлынул вместе с падением курсов криптовалют, о массовом ее использовании говорить рано. Пилотные проекты выглядят многообещающе, но до стадии промышленных внедрений доходят не многие.

 

Повышайте цифровую культуру

26 июня 2019

По мнению участников недавней дискуссии о цифровизации бизнеса в рамках Петербургского экономического форума, цифровая трансформация уже охватила подавляющее большинство крупных компаний и предприятий. 21% компаний считают, что их диджитализация уже завершена, подсчитали в глобальном исследовании Forrester