8 июля 2019

Есть ли жизнь без пробок

По дорогам России курсирует более 42 млн автомобилей, по данным за 2018 год. Значительная часть российского автопарка приходится на города, где автомобили конкурируют за место на улицах с другим транспортом и пешеходами. Как следствие — регулярные пробки, из-за которых обычные жители теряют терпение и время, а бизнес — деньги. Новые ИТ-решения позволяют построить будущее без пробок и заторов.

Как рождаются пробки

В реальной жизни от автомобильных пробок избавиться нельзя, считает Всеволод Морозов, руководитель группы системного анализа компании «А+С Транспроект». «Пробки – обратная сторона роста уровня благосостояния, так как автомобильных пробок нет там, где подавляющая часть населения не может позволить себе машину. Другое дело, что понятие «заторов» в разных городах отличается – то что для Мюнхена является критической ситуацией, условно, в Стамбуле – хорошая дорожная обстановка», – говорит эксперт.

Источник: За рулем, 2019

От пробок чаще страдают крупные города. Это связано и с большим количеством автомобилей у жителей, а также необходимостью обеспечить работу городского и коммунального транспорта, не говоря уже про пешеходное движение. Еще одна причина пробок – архитектурные просчеты. Например, когда после второй мировой войны отстраивались города Советского союза, никто из архитекторов не мог предположить, что через полвека количество автомобильного транспорта вырастет в разы.

Но даже сейчас у архитекторов часто нет понимания, как решить проблему с трафиком.

Количество часов, потерянных в пробках водителями в разных городах

Источник: Autoua.net, 2019

Ключевая причина транспортных проблем заключается в неоднозначной градостроительной политике, которая разрешает строить многоэтажные гетто как на окраинах, так и в черте города. При этом вопросы транспортного обслуживания данных территорий никак не решаются. Как вариант возможного  решения проблемы заторов нужно полностью сменить парадигму, как градостроительного развития, так и мобильности населения.

Но есть и еще один вариант решения проблемы. Это применение ИТ-разработок и «умных» технологий. «ИТ позволяют решить проблему с пробками за счет грамотного распределения трафика. Сейчас широко применяются решения, которые отслеживают нагрузку на участки дорог через датчики и камеры наблюдения. Но это только информация, которая позволяет осознать проблему, понять, какие узкие места на дорогах создают пробки и как с этим бороться», — рассказывает профессор математики, эксперт по созданию интеллектуальных автоматизированых решений Владимир Крылов.

По его словам, информационные технологии просто необходимо использовать в городах и на магистралях. В первую очередь для того, чтобы получать достоверные данные о нагрузках на дорожную сеть. Иными словами, камеры, датчики позволяют узнать количество машин на дороге, время их прохождения через контрольные точки и моментально оценивать возникающие заторы. Вторая задача ИТ — автоматически воздействовать на ситуацию, чтобы ускорить транспорт.

Как ускорить транспорт

Кроме планирования городской инфраструктуры, с пробками можно бороться разными способами. Например, грамотно регулируя транспортные потоки с учетом времени суток, дорожной обстановки и других факторов. Традиционно в городах применяют общую систему регулирования трафика с помощью знаков и светофоров. Знаки — это пассивный способ где-то замедлять поток, где-то ускорять и тем самым минимизировать риск образования пробок. Что касается светофоров, то они работают по специальным программам, которые контролирует служба по организации дорожного движения.

«Используется ИТ-платформа, которая включает в себя аппаратную и программную часть. Управление трафиком строится на множестве показателей. Например, учитывается время суток, параметр стандартной загруженности конкретного уличного участка, дополнительно датчиками считывается реальная дорожная ситуация. Платформа позволяет гибко применять так называемую «зеленую волну», чтобы предупредить создание пробки или, например, решить проблему с затором, который возник из-за дорожного происшествия, и транспорт начал скапливаться в определенной точке, нарушая ритм движения», — говорит технический специалист Дмитрий Паршин.

Раньше специалисты службы по организации дорожного движения настраивали программы светофоров фактически вручную, без учета дополнительных данных. Проще говоря, в зависимости от времени суток светофор включался в одном режиме, затем менялся вечером. Сейчас уличное движение — это полноценное ИТ-решение, которое позволяет учитывать множество факторов и данных с приборов и датчиков.

Доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов считает, что к решению проблемы с пробками нужно подходить комплексно. «Не стоит выделять в отдельную задачу или в проблему управление транспортными потоками в современном мегаполисе. Сама цель или задача может быть сформулирована гораздо шире – это максимально эффективное удовлетворение транспортных потребностей жителей мегаполиса», — говорит он.

Чего же не хватает для решения проблемы с пробками? Ведь есть работающая ИТ-система, с применением приборов и датчиков, есть автоматизированное регулирование потоков. Эксперты говорят, что проблема не решается из-за отсутствия механизмов прямого воздействия на транспорт. Проще говоря, автоматизированная система не может перекрывать улицы или задавать транспорту объездные маршруты в реальном времени. Для этого нужно перейти на новый этап развития ИТ-технологий.

Можно ли без ИТ

Эксперты считают, что проблема пробок не решается только техническими инструментами. Нельзя изобрести чудо-светофор или поставить датчики на дорогах, чтобы транспорт в городе забегал без проблем. Технологии управления де-факто находятся на втором месте.

Способы решения задачи регулирования дорожного движения и управления транспортными потоками зависят от политик градостроительства, транспортного обслуживания. И здесь существуют разные подходы:
● направленные на преобладание индивидуального транспорта;
● направленные на развитие транспортной инфраструктуры
● или наоборот – на сдерживание использования индивидуального транспорта и сдерживание развития транспортной инфраструктуры в центре городов с ориентацией на пешеходное движение или движение легкого транспорта.

Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта полагает, что чаще всего вопросами эффективного управления транспорта заняты богатые страны, в которых зарегистрировано больше количество личных авто. К этим странам можно отнести США, Великобританию, часть европейских государств. Именно страны и города в этих странах стоит считать полигонами, на которых впервые опробовались основные подходы по управлению и регулированию дорожным движением.

«Без ИТ решить проблему с пробками можно, только если раскатать во всех городах широкие дороги, на которых транспорт не будет скапливаться. А ведь машин становится все больше и больше, значит, и дороги должны становиться шире и шире, особенно если отказаться от развития умных систем регулирования. Другой вопрос, может ли позволить себе Москва снести жилые здания или другие постройки ради широких дорог. Думаю, что без ИТ-систем обойтись не получится», — отмечает Владимир Крылов.

Почему нет программы «из коробки»

Казалось бы, за долгие годы борьбы с пробками можно было разработать универсальное программно-техническое решение. Городские власти с удовольствием бы купили «коробку от пробок» с набором, скажем датчиков, светофоров и камер. Но увы, подобных решение просто не существует. «Таких ИТ-решений нет и быть, в принципе не может. Все дело в том, что в России нет универсальных городов. Каждый город не похож на другой по архитектуре и транспортному наполнению. Соответственно сложно предложить, какое-то техническое решение, которое устроит всех. Даже сегодня, когда мы говорим о том, что искусственный интеллект может обрабатывать большие объемы данных и, по сути, управлять городским трафиком, нельзя обучить один искусственный мозг для всех городов. В каждом случае потребуется обучать ИИ на примере конкретных улиц и транспортных потоков», — считает технический специалист Дмитрий Паршин.

Улицы города — это огромная база данных. Но нужно перенести ее в цифровую форму, чтобы компьютерные системы и искусственный интеллект смогли ее проанализировать. Для этого требуются датчики и единая система «умный город». Доступ к такому цифровому профилю умного города позволит появится решениям, которых пока нет, в том числе для управления трафиком. Например, идея компании Philips в том, чтобы к уже существующим методам регулирования трафика добавить управление «светом», рассказывает ведущий специалист Philips Research Александр Синицын. Уже тестируется модель, при которой направлять транспорт можно будет через специальные световые табло и освещение улиц.  Именно с помощью света, освещая или затемняя определенные районы, технологическая компания намерена бороться одновременно и с преступностью и с пробками.

Города поумнеют, а дороги?

Идея интегрировать искусственный интеллект в городскую инфраструктуру широко эксплуатируется. Уже несколько лет крупные компании разрабатывают системы для автоматизации управления городскими системами. Например в Великобритании, на отдельных трассах, под дорожным полотном установлена система датчиков. Она  позволяет диспетчерам следить за загрузкой дороги. Система называется Midas или Motorway Incident Detection and Automatic Signalling.

Еще одно необычное решение описывает патент, который был подан корпорацией Ford, — применение криптовалюты и технологии блокчейн для управления трафиком. Фактические речь идет о стимулировании водителей за определенное поведение на дороге. Например, за проезд по участку дороги с заданной скоростью водителю будет начислено вознаграждение в виде криптовалюты. Заработать премию можно за манеру вождения или внимательное отношение к водителям других транспортных средств. Компания Ford предлагает внедрить «совместно управляемую систему объединения и проезда» (CMMP). Она должна мониторить, записывать и оценивать поведение участников движения на дорогах.

Другой автогигант Volkswagen пошел еще дальше и намерен разработать квантовый компьютер для анализа дорожной обстановки. Издание Engadget, считает, что квантовый компьютер заменит текущие модели трафика, разрабатываемые суперкомпьютерами.

Еще один проект по строительству «умных» дорог реализуется в Москве. Система уже построена и, по данным РБК, включает 3,7 тысяч датчиков мониторинга транспортных потоков, 2,6 тыс. светофорных объектов (в столице около 40 тыс. светофоров), 236 дорожных табло, 2,7 тыс. камер телеобзора и 48 метеостанций. Примечательно, что буквально на днях структура «Ростеха» выиграла тендер на обеспечение работы этой системы стоимостью в 17 млрд рублей. Суть решения, которое работает в Москве и России, в сборе и анализе данных о дорожной обстановке. На основании этого анализа принимаются решения по управлению трафиком. Данные о нагрузке собираются через видеокамеру или датчики движения — по количеству машин, которые пересекли определенную линию. Датчики нужны прежде всего для сбора данных, но информацию с них еще нужно обработать и на ее основе принять решение — включить или выключить светофор, перекрыть въезд или наоборот открыть новые линии для проезда транспорта. Однако лучше всего, считают эксперты, если поумнеет не дорога или города, а сам транспорт.

Беспилотный транспорт и интернет машин

Действительно, беспилотный транспорт — элегантное решение всех проблем городского трафика, считает Владимир Крылов.

«Несомненно выдающиеся успехи ИИ в поддержке автопилотов четвертого уровня (не требующих внимания водителя). Беспилотные автомобили сегодня реальность. Следующий шаг внедрения ИИ в транспортную область мне видится как развитие транспортных систем, на основе обменивающихся информацией подвижных средств и предметов окружения: дорожных знаков, светофоров, мостов, сооружений, участков дороги. Никакая другая технология, кроме ИИ не представляется решением для координированного и безопасного поддержания таких систем. Кстати, общее название этого направление разработок — Connected Vehicles», — говорит Владимир Крылов.

Использование беспилотных автомобилей и системы подключаемых объектов дорожного окружения кардинально изменит ситуацию на дорогах. Нас ждет «интернет-машин», по аналогии с «интернетом вещей», где приборы свободно обмениваются между собой информацией.

Кстати, на днях предприниматель Илон Маск представил специальный чип, которые ускорит производство автопилотируемых авто. К 2020 году миллион автомобилей получит полноценный беспилотный режим.

Искусственный интеллект получит возможность не просто манипулировать светофорами, но и перенаправлять транспортные потоки, фактически гибко изменять нагрузку на дорожную сеть. Через несколько лет проблема с пробками на дорогах может решиться окончательно.

Источник: Mail.ru Cloud Solution

Accenture объявляет о назначении Джули Свит глобальным генеральным директором (CEO)

15 июля 2019

Джули Свит с 1 сентября 2019 года назначена генеральным директором глобального Accenture.

 

Konica Minolta представляет новую версию MarketPlace

15 июля 2019

Konica Minolta выпустила новую версию платформы MarketPlace, которая позволяет загружать и использовать приложения и лицензии, расширяющие функциональность МФУ компании.

 

Accenture признана лидером среди поставщиков услуг для производственных компаний

12 июля 2019

Компания Accenture была названа аналитиками HFS Research лидером рейтинга поставщиков услуг для производственных предприятий – HFS Top 10 Manufacturing Service Providers 2019.

 

Компания Accenture разработала виртуального гида - кота Renie

10 июля 2019

Мастерская инноваций Liquid Studio разработала программу, которая проводит экскурсии по Accenture Future Camp и рассказывает о новых разработках. Новинка может использоваться бизнесом для презентации товаров и слуг, считают в Accenture.